agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Categories:

Черновцы: евреи, церкви и конструктивизм (часть 1)



На моем канале - вторая часть фильма о Черновцах:



Кинохейтеры могут почитать:

Итак, продолжаем гулять по замечательным Черновцам.
Несомненно, это один из самых эклектичных городов в Украине. Чего тут только не намешано! Здесь можно встретить почти все возможные стили архитектуры, ну, или удачные закосы под них – начиная от деревянных хат и заканчивая конструктивизмом.

Деревянные хаты? Пожалуйста!

Не все туристы знают, что в Черновцах есть очень приятный скансен – музей народной архитектуры и быта под открытым небом. Таких в Украине всего 5 – в Киеве, Львове, Переяславе-Хмельницком, Ужгороде и Черновцах. Я имею виду музеи с настоящими старинными постройками, свезенными из разных регионов страны и собранных в одну экспозицию. И, кстати, я побывала во всех.

Черновицкий музей самый молодой. Работа над его созданием началась в 1977, первые посетители осмотрели музей в 1986. Он небольшой, ок. 20 Га. Я могу ошибаться, но в Черновцах единственный скансен, в экспозиции которого есть настоящее ржаное поле, правда, не очень большое. Есть и кукурузное, и небольшие огородики. Пока существует две зоны: «Хотинщина» и «Западное Поднестровье». Вроде бы планируют еще пару сделать.



На территорию скансена свезены 35 архитектурных единиц: колодцы, ветряные мельницы, Николаевская церковь, дом сельской управы, кузница, комплексы нескольких усадеб с жилыми и хозяйственными помещениями – дом бедняка, середняка и богача. К слову, богач – это староста из села Редковцы Новоселицкого района, его дом. Во многие постройки можно войти и осмотреть интерьеры с аутентичными предметами быта – всего здесь собрано более 9800 предметов. Воссозданы полуземлянки 8 и 18 века.

Меня больше всего впечатлила комната австрийского чиновника в здании сельской управы – примарии. К слову, ее приволокли из села Ревне под Черновцами. Когда в село приезжал чиновник, ему нужно было где-то ночевать – не в хату же его тащить, где вповалку вся родня спит, и не на сеновал. Вот при управах и устраивали отдельную жилую комнату – казенные апартаменты, которые были всегда наготове. Очень мне понравилась кровать!



В скансене специально оборудованы места для отдыха посетителей и пикников – с лавками и столами. Я так понимаю, музей таким образом немножко зарабатывает, чтобы как-то продержаться на плаву. Я была в нем в выходной день, но посетителей было немного. Правда, день был довольно жаркий, к тому же в городе проходила ежегодная Петровская ярмарка – все горожане толпились в центре.

Первые каменные дома в Черновцах строились в середине 19 века, в основном это был упрощенный классицизм. Таким был дом генерала и гауптвахта. А вот Дом полковника уже чуть другой. Более привычно для нас называть это эклектикой, но часто встречается условное определение «венский классицизм» - вроде все строго и симметрично, но более пышнее декорировано, чем классицизм обычный – здесь и русты, и скульптурный декор – явные примеси барокко. На самом деле, классицизма в Вене как такового почти не было. В стране с сильными традициями архитектурной готики и барокко в 19 веке получил распространение своеобразный архитектурный стиль, который правильнее было бы называть эклектикой.



Такой, например Дом краевого правительства Буковины, в котором сейчас расположены несколько факультетов университета, Дом Буковинского сейма, Ратуша, здание казарм, в котором сейчас областная больница и пр.
Некоторые отдельно выделяют нео-барокко – уже с откровенным обильным декорированием – со скульптурами, барельефами и завитушками. Многие детали декорирования сильно смахивают на модерн, например, очень много масок-маскарон, но на этом сходство заканчивается – здания обычно симметричные, со строгой компоновкой, с одинаковыми окнами – ничего модернового. Я бы тоже это к эклектике отнесла. Такой дом №1 по Кобылянской, мы уже про него говорили, Еврейский дом. А еще знаменитые дома-близнецы на ул. Ивана Франко, возведенные в 1908 году по проектору Виктора Швертнера, «Дом с атлантом» на ул. Главной, 67, принадлежавший семье Брох, и много других прекрасных зданий в центре города.



Были очень популярны стилизации под более старые стили. Например, нео-барокко – такой, например, Оперный театр. Правда, как по мне, здесь много и от венского модерна – окна, декор, так что в разных источниках Оперу относят то к нео-барокко, то к модерну. Я ко второму все-таки склоняюсь.
Такие стилизации (или по-простому «закосы») под прошедшие эпохи принято относить к стилю историзм. Например, темпль (синагога) – это псевдо-мавританский стиль, иезуитский костел – псевдо-(или «нео») готика, резиденция митрополита – псевдо-византийский стиль и т.д.

Занятный типично черновицкий историзм – стилизация под старинную румынскую архитектуру. В городе таких домов несколько, особенно эффектно смотрятся угловые дома с башенками.

И, конечно же, в провинции Австро-Венгрии не мог не расцвести стиль модерн, так нами всеми любимый. В первой части мы уже ознакомились с вами с некоторыми его самыми яркими образцами: здание нынешнего художественного музея – это типичная венская сецессия, отель Бристоль – несомненный модерн, очень яркий, отель «Золотой лев», отель «Палас» (ныне гостиница «Киев»). Нарядный немецкий дом на Кобылянской – это северный модерн. Несколько красивых домов в таком стиле есть возле Оперы – на улицах Лысенко и Гете, такие дома строились, как доходные. Модерн – здание за театром, Народная школа для мальчиков, построенная в 1908-1910 годах; кстати, там и сейчас школа №5.



В стороне от центра тоже можно найти очень симпатичные дома. Например, дом с барельефами орлов на ул. Саксаганского – очень интересный проект. И вообще в том районе много занятных построек в стиле модерн, и что интересно, совершенно разных. Явно кварталы застраивались в начале ХХ века, и работало здесь несколько архитекторов. Конечно, состояние некоторых построек оставляет желать лучшего, не так, как на парадных улицах города, но все равно очень красиво.



Обратил на себя мое внимание Дом с совой неподалеку от резиденции Митрополита, построен в 1907 году по проекту архитектора Роберта Йозефа Витека. Бросился в глаза типично модерновый декор – сова на фронтоне и клубки змей под балконами. Уже дома раскопала информацию, что этот дом когда-то принадлежал обществу врачей.
Очень красивое здание в стиле модерн – так называемый «Дом Матильды» на ул. Главной (когда-то Ратушная, 14). Занятно, что дом действительно когда-то принадлежал некой Матильде Бориславской, но и до, и после нее собственники менялись несколько раз, но именно ее имя закрепилось, даже в рекламных буклетах разных организаций, арендовавших здесь помещения, так и значилось – «Матильденхоф». В 1900 году дом был сильно перестроен и приобрел нынешний вид, теперь это был отель «Золотая Груша», принадлежавший Герману Глаубарту. А «Домом Матильды» здание называют до сих пор!



Есть в Черновцах и образец украинского модерна – это красивое здание на ул. Л.Украинки, построенное по проекту украинского архитектора Ивана Левинского. Похожий дом есть на ул. Федковича.

Комплекс построек ж/д-вокзала – один из самых красивых в Украине. Железную дорогу Львов-Вена проложили в 1863, после этого провели ветвь в Черновцы. Это было очень важное для города строительство – наличие станции дало мощный толчок развитию и процветанию Черновцов. Первая станция была довольно скромная – типично казенная постройка, она была немного в другом месте. Новый вокзал построили в 1909 году. На его месте было болотце, его осушили, под фундамент будущего здания подвели мощные бетонные опоры. В Ивано-Франковске вокзал немного похожий, но чуть попроще все-таки. Оба вокзала были повреждены во время Первой мировой, но Франковский пострадал намного сильнее. Вероятно, не весь декор удалось восстановить при ремонте.



Есть версия, что проект Черновицкого вокзала создал Отто Вагнер, но это сомнительное предположение. Известно, что строительными работами занималась австрийская фирма Карла и Эммануила Тауберов, непосредственно работами руководил местный архитектор Мориц Эллинг. Вокзал богато декорирован скульптурами и красиво отделан изнутри. Протяженность здания в длину 151 метр. Фронтон его венчают 4 ангела и богиня Ирида, жестом вскинутой руки приветствующая гостей города.

Неподалеку от вокзала есть еще один эффектный дом в стиле модерн, но уже совсем другого – северного - направления; это дом, который образно называют «Французские Альпы». Он был построен как жилой в 1911 году по заказу железнодорожников. В штукатурку строители добавили перемолотые осколки зеркал и кусочки слюды, чтобы здание поблескивало на солнце, имитируя заснеженные горные вершины.



И опять в меня полетят тапки – я повторно признаюсь в любви к конструктивизму, уже делала это в первой части, когда мы знакомились с Румынским домом – детищем Хориа Крянгэ. Аннексия Буковины, несмотря на ее довольно небольшую площадь, оказала значительное влияние на националистическую идеологию «Великой Румынии». По словам английского историка Чарльза Апсона Кларка, написавшего историю Румынии: «Радость от возвращения Буковины непропорционально велика в Румынии». За этим «возвращением» последовал сильный процесс «романизации» в образовании и культуре. После 1924 года румынский язык был объявлен единственным официальным языком, статую Шиллера перед Оперой быстренько заменили на поэта Николая Эминеску (к слову, его статуя существует и сейчас, но стоит в другом месте).

Но при этом надо отдать должное румынам, за 20 лет правления, они построили в Черновцах 93 каменных здания! Часть из них была построена в стиле румынского историзма, но учитывая датировку – 1930-е годы – правильнее было бы назвать это румынское арт-деко, историзм, это все-таки конец 19. Угловые дома-терема мы уже видели, но были и другие. Например, здание Дворца Консистории; есть в Черновцах и несколько вилл в таком стиле.

Оказывается, существует и специальное название этого стиля – необрынковяну - в честь валашского княжеского рода Брынковяну, при котором в 17-18 веке расцвел особый народный архитектурный стиль, и очень колоритной стала дворцовая архитектура Румынии этого периода – например, дворец Потлоги и дворец Могошоая.



Но, конечно, самая известная румынская постройка Черновцов – Румынский дом на театральной площади. Не исключено, что такой диссонирующий с окружающей архитектурной средой гигант был своего рода безапелляционным манифестом завоевателей: «мы пришли надолго, теперь все будет по-новому, и вот вам от нас». Не надо думать, что румыны специально построили уродливое здание в самом центре города назло местным. Во-первых, никакое оно не уродливое – сейчас оно просто неухоженное и завешанное реклямками, а так это эталон взвешенности и геометрической гармонии; во-вторых, конструктивизм в то время был поистине революционным стилем, очень прогрессивным и крутым. Весь Бухарест застроили подобными домами; и к слову, Хориа Крянге был автором многих из них. Мне жаль, что этот румынский вундеркинд мало известен в мире и явно недооценен, и вообще – конструктивизм – какой-то пасынок архитектуры, а ведь многие современные успешные проекты – всего лишь перепевы прошлого, 30-х годов ХХ века.

Я когда-то отдельно про модерн делала видео, относительно популярное, судя по просмотрам, может, когда-то и про конструктивизм сделаю, а пока буквально пару слов о нем. Я сейчас дома авторства Крянгэ в других городах показывала, а теперь будут просто картинки с разным конструктивизмом.

Во многих источниках указано, что конструктивизм пошел в конце 1920-х из молодого СССР-а, якобы художники русского авангарда повлияли, Эль Лисицкий и т.д. Влияли-то они, конечно, но не надо думать, что в одной только России это было популярное направление. А потом приезжаешь во Львов и Ивано-Франковск, а там полно конструктивизма – поляки настроили, а потом в Черновцы – и там его полгорода – румыны постарались.
Основные очаги нового стиля действительно находились в Москве (выпускники знаменитого «Вхутемаса») и Ленинграде, но еще и в Веймарском Баухаузе, существовала голландская группа архитекторов «Де Стииль», несколько авторов в Швейцарии в таком стиле работали, и существовала польская группа «Праесенс». И, как мы теперь знаем, и в Румынии были интересные зодчие, тот же Крянгэ.

Сказать по правде, многие представители перечисленных архитектурных групп бывали в СССР в 1920-е, и там, конечно, многое подсмотрели.



Архитекторы-новаторы (на Западе их часто называют модернистами – не путать с модерном) резко противопоставляли свои проекты более старым стилям, тому же модерну – все это теперь считалось буржуазным и мещанским. В моду вошли строгие, даже суровые здания – монолитные, с летящими линиями и со смелой компоновкой крупных объемов, лентами остекления, игрой с казалось бы несочетаемыми окнами на одном фасаде – например, крупные квадратные с мелкими круглыми. Появились окна необычной формы – гексаэдра или ромба.
Ар-деко конца 1930-х отличается – появляется осевая симметрия и декоративность компоновки и даже в декоре – в конструктивизме декора практически нет, одна геометрия. Здание кинотеатра «Скала» на ул. Л.Украинки (ныне принадлежит мед. Университету) вроде бы построено в стиле конструктивизма, но в этом уже есть чуточка ар-деко. Ар-декошное что-то есть и в здании химико-биологического факультета Буковинского университета. Он был построен в 1935-36 году для факультета природоведения. На его торжественном открытии присутствовал король Румынии Кароль Второй.

Еще позднее появился функционализм – это нечто еще более упрощенное, максимально функциональное – такими были большинство советских многоэтажек. Если конструктивизм – это все-таки игра с объемами и монолитность форм, то функционализм словно распадается на множество элементов, нет цельности.
Но вот, все, не надо отдельный фильм снимать – все рассказала.

Есть здания, стиль которых сложно определить – то ли конструктивизм, то ли функционализм. На Запанной Украине такие вот, в основном, не самые радикальные (кроме Румынского дома, конечно – это точно конструктивизм). Очень выразительный образец конструктивизма – это бывшее общежитие подмастерьев напротив Иезуитского костела, безукоризненный пример стиля. И еще здание социальной кассы на ул. Школьной – сейчас в нем поликлиника. Касса социального страхования – довольно интересный тип учреждения, в Черновцах она была создана еще в 1889 году. Она страховала работников от несчастных случаях, и здесь же при необходимости им оказывалась медицинская помощь. Так что помимо контор здесь было что-то вроде поликлиники.



Новое здание кассы построили в 1937 году. Здесь был обустроен рентген-кабинет, были врачи общей практики, а так же отделы дерматологии, педиатрии, была аптека и даже баня. На момент открытия застрахованных было почти 23 500 человек.

Другая поликлиника, на ул. Леси Украинки уже чуточку рассыпается на фрагменты. Но мы не будем сами себя путать, отнесем это тоже к конструктивизму. Зато румынская надпись на фасаде сохранилась.
Чудесное здание с магазином книги на ул. Кобылянской, угловое – просто красивейший проект, любуюсь им. А еще одно башенно-угловое есть напротив кинотеатра «Черновцы» - аптека в нем на первом этаже.

Не довелось мне побывать в Черновицком аэропорту, но судя по картинкам, он очень эффектный – тоже конструктивизм. Румыны возвели его в 1930-36 годах. Правда, в 50-х годах его перестроили, но все равно классно.
Много, много подобных зданий – Черновцам есть чем похвастаться, целые кварталы застроены. Есть и небольшие особняки в частном секторе – очень элегантные. Повторюсь, все это было построено при румынах, так что неплохое они оставили наследие. Остается добавить, что хоть в Черновцах много конструктивизма-функционализма, но настоящее его царство – это Ивано-Франковск. Там даже ратуша и филармония в таком стиле. К слову, я Франковск уже отсняла, не знаю, когда руки до фильма о нем дойдут.

Пробежались мы с вами по основным архитектурным стилям города, давайте теперь о религиозных постройках Черновцов поговорим, мы еще не все осмотрели.

Мы с вами в первой части познакомились с деревянными храмами Черновцов и осмотрели первый каменный храм – католический собор Воздвижения Креста, также видели уже собор Святого Духа на Кобылянской, но это еще не все храмы, осталось еще кое-что интересное.

Начнем с церкви мужского монастыря Успения на Горечи. Почему с нее – ведь она находится в стороне от центра, и сюда забираются только такие чокнутые туристы как я? Потому что это первая каменная православная церковь в Черновцах в современных границах города, ранее это была местность за приделами города.



Монастырь очень старый, основан еще в 1712 году, в документах упоминается в 1719. Первая деревянная церковь была возведена по инициативе иерарха Антония Путняну-Черновского, уроженца Черновцов; на его средства тогда же построили новые кельи для монахов. Возведение каменного храма на месте деревянного закончилось в 1767 году. Средства на него пожертвовали молдавские митрополиты Иаков и Гавриил, молдавский господарь Григорий Гика и даже императрица Екатерина Вторая. В целом жертвователи в 1766 году собрали на строительство церкви 40 000 рублей.

Церковь возведена в стиле барокко с влиянием молдавских архитектурных традиций. Выглядит она довольно изящной, но при этом толщина стен достигает полутора метров – в то неспокойное время у многих храмов сохранялось оборонное значение. В храме сбереглась фресковая роспись, особенно выразительны сцены Страшного суда и Георгия Победоносца.

В 1769-1774 году во время Русско-Турецкой войны русские войска заняли Молдавию и часть Буковины, в окрестностях Черновцов в Садогуре расположился монетный двор. Здесь игумен Артемон заказал для монастыря два колокола, которые выполнил мастер Иоганн Кристиан Валентин. К сожалению, во время Первой мировой войны, все церковные колокола были сняты и переплавлены для оружейных нужд.

Когда Буковина была присоединена к империи Габсбургов, стал подниматься вопрос о секуляризации монастырских земель (не только Екатерина, оказывается, была такая практичная). Монахи пытались отстоять свое добро, а когда их усилия оказались тщетными, они тайно покинули монастырь и перебрались в Молдову, прихватив с собой все ценности и имущество. В 1784 скит был ликвидирован, церковь стала приходской.
В советское время церковь продолжала действовать - одна из немногих в округе. В 1995 году монастырь «Гореча» был возрожден. Сейчас в трехсотлетней обители подвизается 8 монахов.



Сейчас обитель выглядит очень опрятно, храм отремонтирован, территория вокруг ухоженная, возле церкви возвели деревянную колокольню. Территорию монастыря окружает старинное кладбище. Неподалеку от монастыря по дороге к трассе возведена небольшая симпатичная часовня. Если будете в этих краях, постарайтесь посетить это место – здесь очень тихо и уютно, отличное место для покоя и размышлений. Добираться на такси из города совсем недалеко, тем более что рядом расположен упомянутый уже музей архитектуры и быта – можете заодно и эту достопримечательность осмотреть.

В самих Черновцах первый православный каменный храм – это церковь Параскевы Сербской на ул. Заньковецкой, построена по проекту архитектора Павловского. В 17 веке боярином Лукою на этом месте была возведена деревянная церковь, ее потом называли «церковью покойного Луки». Еще ее называли «Мытной» («Таможенной»), потому что неподалеку располагалась старая Черновицкая таможня, положившая, скорее всего начало развитию города. В 1843 деревянную церковь разобрали и чуть в стороне заложили фундамент вот этой, каменной. На месте деревянной сейчас установлен крест. Как водится в Черновцах, строительство растянулось на 20 лет, церковь Параскевы освятили аж в 1863. В 1890 из-за ротозейства служек в церкви произошел пожар, все внутри выгорело.


После ремонта храм был заново расписан. 15 икон написал Евген Максимович, стенные росписи сделал Иоган Пислер. К сожалению, ничего из этого не сохранилось – в Советское время верующих изгнали, фрески заштукатурили и здании храма сделали склад, потом – шахматный клуб. После перестройки церковь вернули верующим, и сейчас это кафедральный собор – заново расписанный, с восстановленным иконостасом, нарядный и красивый.


Еще одна первая в своем роде церковь – собор Успения на ул. Руской. Это первый греко-католический (или униатский) храм на Буковине. Изначально у униатов были свои дни молитв и свой алтарь в католическом храме Вознесения Креста, но в 1820 году горожанин Фаддей Туркул подарил общине небольшой участок, на котором вскоре начали строительство нового храма. Церковь построили на удивление быстро, за каких-то пару лет, сначала она была освящена во имя апостолов Петра и Павла. В 1937 году церковь достроили, т.к. она стала тесной для возросшего числа прихожан. Старая ее часть – передняя, там, где вход. Апсидная часть, в стиле украинского барокко – более новая. Незадолго до перестройки храм получил статус собора и был переименован – стал собором Успения Богородицы.

В советское время храм закрыли, и как водится, сделали здесь склад. К счастью, верующим удалось вывезти алтарь, который сохранился. После развала Союза собор вернули греко-католикам, и алтарь торжественно водворили на место.



Самая необычная церковь Черновцов – несомненно Николаевский православный собор, ее еще называют «Пьяная церковь» из-за спиралевидно закрученных боковых башенок. Собор очень красивый – белый, с небесно-голубыми куполами. Храм стоит на ул. Руской. Церковь построили при румынах в 1927-39 годах в модном тогда стиле неороманеск. Образцом послужил Успенский архиерейский собор в румынском городе Ку́ртя-де-А́рджеш. Этот маленький городок когда-то был столицей княжества Валахия.


Забавные башенки – не единственная необычная конструктивная особенность храма. Алтарь расположен справа от входа, а не в глубине здания, как обычно. Это связано с тем, что храм пришлось «встраивать» в уже готовую улицу, и вход был ориентирован на юг, а алтарь по канонам должен быть на востоке. К счастью, Николаевский собор стал одним из немногих храмов, которые не закрывались в советское время, поэтому интерьер и иконостас сохранились, уцелели даже витражи под куполами.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
Tags: Черновицкая область, Черновцы, конструктивизм, модерн, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments