agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Categories:

Житомир, душа моя (1)



Житомирская область - родина моей матери, так что к этому городу я отношусь особенно трепетно.
На моем канале - новый фильм, и на этот раз он посвящен Житомиру. Итак, история Житомира и его достопримечательности.



Традиционно, текстовую часть размещаю здесь:

К Житомиру у меня особое отношение – здесь мои корни, мама родом из Брусиловского района Житомирской области.

Я бывала здесь неоднократно и считаю, что это классный город – опрятный, большинство его архитектурных памятников в пристойном состоянии, центр относительно благоустроен – ну, именно так я его увидела. Каких-то ярчайших, на всю страну знаменитых достопримечательностей здесь нет, но погулять есть где и посмотреть есть что – чего только стоят житомирские муралы!

Не смотря на разрушения Второй мировой и антирелигиозный вандализм советского времени, здесь сохранилось много храмов, уцелела и колоритная кирпичная застройка рубежа 19 и 20 веков. Хороши и жилые здания, и общественные, и промышленные. Причем, некоторые из них до сих пор выполняют свою функцию. Хотя, кое-что было утеряно, конечно, как вот этот дивный деревянный храм.



Традиционно начну свой рассказ с истории города.

Встречается ничем не обоснованная дата образования Житомира – 884 год. Нигде в летописях она не зафиксирована, эта скорее местная легенда. По этой легенде, у варягов Аскольда и Дира был дружинник Житомир, который и основал поселение на реке Тетерев. Может, и правда это, только вот в древнерусских письменных источниках название города впервые появляется аж в 1392 – в перечне городов, захваченных литовским князем Витовтом – «Той же весны Витовый пойде и взя град Житомир и Вручий».

По другой версии город называется так от слова «жито» - рожь. По еще одной версии, на этом месте обитали житичи – они и дали название. Но более вероятно, что еще до Киевской Руси здесь, как и на остальных землях нынешней Житомирской области, обитало славянское племя древлян. Это те самые древляне, вождей которых долго и упорно преследовала княгиня Ольга в отместку за убийство своего мужа Игоря - по правде сказать, парня жадноватого и беспредельного. Столицей древлян в те времена был никакой не Житомир, а Коростень или Искоростень, который Ольга сожгла дотла.

Принято считать, что центром поселения с древности была Замковая гора. Это большой участок за Домом правосудия, там сейчас небольшой парк, в котором установлен памятный знак в честь образования города, с неправильной датой. Здесь долго стоял деревянный замок, построенный еще литовцами. Его много раз разрушали и восстанавливали, окружен он был рукотворными валами. После многочисленных реконструкций и перестроек замок простоял аж до 19 века, более того, здесь какое-то время была резиденция губернатора города. Окончательно доконал замок пожар 1804 года. За валами простиралось поселение сельского типа, есть в Житомире и свой Подол – кварталы, лежащие в низине под Замковой Горой.



После Батыева нашествия Житомир появляется в летописях неоднократно, и записи все однотипные – кто-то пришел, захватил город, все порушил и ушел. Похоже, горожане были люди упорные и каждый раз отстраивали все заново. Почему возвращались? – а очень уж место удобное для поселения – высокие обрывистые берега Тетерева, непроходимые леса вокруг и очень плодородная почва. Водных источников сразу несколько – упомянутый Тетерев, его приток Камянка и еще несколько речушек (Крошенка, Довжик, Путятинка) и ручьев, по весне разливавшихся и заболачивавших окрестные луга.

Со временем Литву сменило объединение Речь Посполитая, в 16 веке деревянная крепость была расширена и укреплена, но татары еще долго продолжали наносить сюда крайне беспокойные визиты.
Еще в 1444 году Житомир получил Магдебургское право, здесь проходили две ежегодные большие ярмарки. Торговле и процветанию в городе, как предполагают, способствовало наличие водной артерии – в старину Тетерев был судоходный, однако полноценному развитию существенно мешали военные набеги – сначала татарские, потом Казацкие войны, а потом война Польши и России.

Интересно, что, когда по условиям Андрусовского перемирия между Россией и Речью Посполитой Киев перешел под власть Российской империи, большая часть Киевского воеводства (или повита) некоторое время оставалась во владении Польской короны. То есть Киев был у России, а Киевский повит – у поляков. И Житомир стал столицей воеводства, именно сюда перенесли судебные и другие административные учреждения. Официальный статус столицы повита город получил в 1668 году. Это дало существенный толчок его развитию.

Узнала, что в Житомирской области до недавнего времени проживало больше всего поляков на территории Украины – намного больше, чем в других областях. По переписи населения 20-летней давности – около 50 000, следующая в рейтинге Хмельницкая область, там их было около 20 000, в остальных областях совсем по чуть-чуть. Не мудрено, что в городе до сих пор есть действующие католические храмы. К слову, после раздела Польши евреев здесь жило тоже очень много – они хлынули сюда из Австрии и Пруссии, откуда были изгнаны. Житомир до советских времен считался «еврейским городом», его называли «Волынский Иерусалим». Не такой, конечно, как Бердичев, там больше половины составляли евреи, но все же. Поэтому многие известные купцы перед революции носят еврейские фамилии.

Каменное строительство начали, понятное дело, первые хозяева - поляки, и, как обычно, началось всё с храмов. Известно, что в 1724 году орденом иезуитов был построен монастырь и первая в городе трехклассная школа. Иезуиты появились в Житомире как минимум в 1713 году. Фактический основатель и первый ксендз монастыря - Игнаций Омицинский. Вот он, на картинке, прикрепленной к забору вокруг руин.



Позднее школа при монастыре стала четырехклассной, и на ее основе потом открыли теологически-нравственные студии. Скорее всего, миссия и классы располагались именно в том здании, чьи поросшие сорняками руины можно и сейчас видеть во дворах хрущёвок по ул. Чудновской. Это здание келий, в свое время оно было довольно массивное, если судить по старым фотографиям. Предположительно, архитектором был поляк Павел Гижицкий, который возвел также костел в Луцке и комплекс построек коллегиума иезуитов в Кременце.

У монастыря были особые привилегии – монахи не платили налоги в городскую казну. Обители принадлежали ремесленные цехи, была своя пекарня и бойня, доходы приносили лавки, корчмы и доходные дома. Некогда монастырь был самой крупной и процветающей организацией в городе, а сейчас от построек остались только вот эти жалкие руины. Их уже давно обнесли забором, вроде бы полуразрушенные стены под охраной, но состояние их не меняется уже долгие десятилетия. А ведь когда-то монастырю принадлежала треть площади города (земли эти назывались «юридика»), причем это было «государство в государстве». Обитель, не платившая налогов, своей продукцией создавала серьезную конкуренцию городским цехам, что препятствовало развитию города. Сохранились даже соответствующие жалобы магистрата, призывавшие Коронный суд ликвидировать подобную несправедливость.
Во время войны с Барскими конфедератами при нападении русских в 1768 году монастырь был захвачен казаками, костел подожгли, в огне погиб ксёндз.

Война с конфедератами 1768-1771 гг печально отразилась на Житомире – ведь подавляющее большинство жителей города в то время составляли поляки-католики, они поддержали Конфедерацию. При штурме 1768 года донские казаки разрушили много построек. Пострадали в первую очередь католические храмы и монастыри, жителям, понятно, тоже досталось.

После разрухи город постепенно отстроили, а вот монастырь стремительно стал приходить в упадок, так как в 1773 году иезуитский орден был расформирован, постройки у иезуитов конфисковали. Поначалу здесь была школа, а потом – женский острог – долго, до ХХ века. Тюрьма здесь была и после революции, и при немцах. Сюда дважды попадал молодой Александр Довженко, но, правда, сидел здесь короткое время.

Руины – это не костел, сам костел был разобран еще в середине 19 века, это – здание келий и школы, костел, судя по старой гравюре, стоял слева от него. Как видите, на изображении костел уже полуразрушен.
Постройки по другую сторону улицы Чудновской, скорее всего тоже когда-то были монастырскими – они явно старинные, таких контрфорсов в 19 веке уже практически не делали.

В 1761 году началось строительство еще одного католического монастыря – бернардинского. Для него была возведена бернардинская церковь Ионна из Дукли, поначалу деревянная. Остальные постройки были каменными, по всей видимости еще и ограда была внушительная, так что во время нападений монастырь мог послужить крепостью. В 1768 году во время атаки русских войск деревянная церковь сгорела, так что службу долгое время правили в трапезной, а в 1820-м заложили каменный храм, который строили долгих 20 лет.



Польский писатель Юзеф Игнаций Крашевский так описывал процесс строительства: «Дом некрасивый, а сооружение велось так неудачно, что на время окончания уже образовались в здании значительные трещины, исправить которые уже не было никакой возможности, и поэтому, чтобы избежать дальнейшего разрушения, снаружи были сделаны большие контрфорсы».

Да уж, даже сейчас сердце не замирает от восторга при осмотре костела, примиряет с громоздкой эстетикой сооружения преклонение перед его почтенным возрастом. В 1844 году монахов отсюда перевели в другое место, а в постройках монастыря открыли римско-католическую духовную семинарию, она переехала из Луцка. Надо отметить, что Житомир при Империи входил в Волынскую губернию, а с 1809 года стал ее столицей.

При Советах семинарию, понятное дело, закрыли, в костеле сделали склад. Хорошо хоть, не удобрения здесь какие-нибудь хранили, а национализированные произведения искусства. Потом башню костела снесли и открыли в нем кинотеатр, а после войны здесь была филармония. В 1990-х костел вернули бернардинцам и его сильно перестроили. Новую башню сделали чуть выше изначальной, кроме того, костел пришлось переориентировать, так как со стороны первоначального входа в советское время почти вплотную возведен жилой дом, теперь башня со входом с другой стороны. Торжественное освящение произошло в 1997 году, с тех пор службы проводятся регулярно.

К слову, была в Житомире и православная духовная семинария, но открыта она была только в 1902 году. Здание ее сохранилось, его можно видеть на ул. Грушевского.

Была в Житомире и женская католическая обитель – сестер-шариток, основанная в 1766 году. При Российской Империи монастырь расформировали, потом здесь долгое время была городская больница, а сейчас - военный госпиталь.

Самый красивый костел, сохранившийся в Житомире, и самый известный – это костел святой Софии на Замковой горе. Храм на этом месте был построен еще в 1725 году, но его пришлось почти сразу разобрать, так как при строительстве были допущены серьезные ошибки – какие-то сплошь косорукие строители были в городе. На его месте возвели новый, но и это был не тот костел, который мы видим сейчас, и посвящен он был Деве Марии. Его тоже сожгли русские казаки во время нападения в 1768 году.



Вот этот построили в начале 19 века, в 1805 году его освятили во имя Святой Софии. Храм выполнен в стиле классицизма, но и некоторые черты барокко можно усмотреть. Он довольно изящный, но толщина стен в некоторых местах достигает 2-х метров – оборонительные функции построек в городе долгое время были актуальными. Внутреннее убранство костела сохранилось, в нем установлен орган.

Относительно недавно перед храмом поставили памятник папе Иоанну Павлу Второму. Памятник я снимала под проливным дождем – вечером после работы я гуляла под зонтом, и возле костела меня накрыло настоящим ливнем. Зато чуть позднее над Житомиром долго-долго висела изумительная радуга! Это было словно радостное знамение, словно напоминающее – дождь закончится, одежда высохнет, зато весна в самом разгаре, город утопает в цветах, и впереди еще много-много тепла.

Примерно во время строительства костела сгорело то, что осталось от Житомирского деревянного замка. На его месте был разбит городской сад. Сделано это было инициативой губернатора Звягинцева, поэтому сад называли Звягинцевским. До середины 19 века в одной из частей парка сохранялись остатки валов замка.

Есть в Житомире и еще один костел – костел святого Вацлава. Он был возведен в начале ХХ века, после 2-й мировой его закрыли, сначала здесь был клуб и библиотека, а потом и вовсе колбасная фабрика. Только в 2002 храм вернули верующим. Костел находится в стороне от центра, мы туда не пойдем, мы еще не все на Замковой горе осмотрели.
Одно из старейших каменных зданий в городе – городской магистрат, построенный в 1789 году. Строили его еще поляки, но через 6 лет после окончания стройки Речь Посполитая прекратила свое существование. Правда, после этого здание еще 50 лет использовалось по назначению, а вот потом здесь были мясные лавки, второй этаж занимали конторы. В советское время здесь были жилые квартиры, сейчас дом магистрата принадлежит музейному фонду.
До первого раздела Польши, в 1765 году в городе из 5 храмов 3 католических и 2 православных. Причем оба православных храма были деревянными – Крестовоздвиженская церковь на Замковой горе, которую построили в 17 веке, и Успенская на Подоле, возведенная в 1700 году.

В 1847 году в городе уже было 8 церквей. Из них - пять каменных и три деревянных. Из пяти каменных только одна церковь была православной, остальные - католические. Каменная православная – Иаковлевская, находилась на околице города – на русском кладбище, мы ее чуть позже посмотрим.

Со временем положение дел менялось – поляков в Житомире по-прежнему было много, но теперь православие перестали зажимать и стало расти число православных храмов.

Самым важным стал Спасо-Преображенский собор. Сейчас эта постройка является одним из главных украшений центра города, но история строительства была очень непростой.

Церковь на этом месте решено было возводить в 1844, но к стройке приступили в 1851. До этого богослужения проводились в здании старой почтовой станции, отданной под эти нужды. О новой станции мы поговорим чуть позднее.



Планировалось в конструкции нового храма использовать часть старой стены, разрушенной еще в 1771 году василианской церкви. Строили быстро, в 1853 году строительство было почти закончено, но вдруг уже в самом конце работ неожиданно рухнула колокольня, завалив все здание – да что ж ты будешь делать? Кто так строит?! К счастью, обрушение произошло ночью, и никто не пострадал. Оказалось, что во время стройки опять же были допущены серьезные просчеты, кроме того использовался местный кирпич-сырец плохого качества.

В 1858 на пожертвования наспех возвели деревянную церковь, новую каменную начали в 1866, место выбрали чуть в стороне от локализации прежнего храма. Теперь уже строили добротно и аккуратно, целых 8 лет, для создания проекта пригласили академика архитектуры Карла Раха. Собор был спроектирован в псевдо-русском или псевдо-византийском стиле, который вошел в моду во второй половине 19 века.

Интересно, что в комиссии по техническому надзору за строительством состоял Оттобальд Глазер – дед знаменитого поэта и художника Максимилиана Волошина. Главным подрядчиком был местный купец Киприан Ляшков, по окончании успешного строительства ему было даровано дворянство, потом он даже был житомирским градоначальником. Занятно, что Ляшков был из старообрядцев. В Житомире проживала довольно большая их община.



Старообрядцы-поморы пришли сюда в 20-х годах 19 века и поселились в урочище Каракули – там, где сейчас улица Каракульная. Именно на этой улице стоит занятный храмчик – полудеревянная церковь старообрядцев. Так вот эта церковь, построенная инициативой все того же Киприана Ляшкова, была возведена из досок, использовавшихся для постройки лесов на строительстве Спасо-Преображенского собора. До этого старообрядцы выкупили обычный дом у купца Карпелова. При помощи досок из разобранных лесов церковь расширили и перестроили, потом украсили куполом. Сначала церквушка была совсем скромной, а в 1914 к ней пристроили кирпичную колокольню, и она стала понаряднее.

Но вернемся к собору. Внутри он был отделан местными породами – лабрадоритами и гранитами, иконы и настенную роспись выполнил живописец Михаил Васильев, иконостас был сделан из дуба. На 53-метровой колокольне установили 9 колоколов, главный из которых весил более 515 пудов.

Главный престол собора был торжественно освящен 30 августа 1874 года.

При большевиках службы проводились какое-то время, но в начале 1930-х собор закрыли. Поначалу его вообще хотели снести, но потом решили утроить здесь музей, а в результате в цоколе был организован склад. Колокола и иконостасы уничтожили, погребения архиепископов разорили, исчезли бесследно хранящиеся в соборе мощи Анастасии Римлянки, покровительницы Житомира. Во время Второй мировой собор пострадал, но не существенно. Только в 1990-х его вернули верующим и отремонтировали.

Буквально в 800 метрах от собора, на ул. Кафедральной расположен еще один храм в псевдо-византийском стиле – Кресто-Воздвиженская церковь.

Она была построена на месте старой и сильно обветшавшей деревянной Троицкой церкви, которую построили еще в 17 веке. В документах упоминается ее плачевное состояние – если во время службы шел дождь, вода лилась прямо на головы верующих через прорехи в кровле.



Новый храм заложили в 1897 году и построили за три года. Небольшую часть денег на строительство собрали горожане, основное пожертвование сделал русский синод. При Советах община церкви примкнула к движению Обновленчества, какое-то время здесь шли службы, но в 30-х годах храм закрыли. Во время Второй мировой богослужения на время возобновились, но после войны церковь опять отобрали. Здесь была галантерейная фабрика, потом обувной склад, а потом музей природы. Богослужения возобновились только в 2012 году.

С замковой горы видны купола еще одной церкви – Успенской церкви на Подоле. С горы кажется, что до нее рукой подать, но это иллюзия, до нее не так просто добраться. Я уже однажды пыталась когда-то, в один из прежних приездов в город, но тогда дорогу не нашла, пришлось ограничиться видом на противоположный берег реки Каменки и лицезрением мест для тусовок местных тинейджеров – площадки на крышах гаражей на Магистратской.
На этот раз я была настроена весьма решительно. Я спросила дорогу у какой-то местной дамы и двинулась в путь через частный сектор. Под дождем, прямо вот по зарослям земляники. Меня облаяли собаки, ноги промокли, я чуть не съехала в канаву со скользких камней, но до церкви я все-таки добралась. Она, конечно, уже была закрыта, но приключение было вполне себе захватывающее.



Церковь очень старая, начали строить ее почти одновременно с Кресто-Воздвиженским собором, и возводили исключительно на пожертвования. Собрали, к слову, более 30 000 рублей – это очень много! Строили долгих 20 лет. Зато здесь было печное отопление, а в начале ХХ века сюда даже электричество провели. Рядом построили приличную приходскую школу. При Советах, как водится, храм закрыли и разграбили, а во время войны богослужения возобновились, здесь даже какое-то время был женский монастырь. Правда, в 1961 году церковь опять закрыли и отдали ее под архив. Храм возобновил свою работу уже в годы независимости.

Сейчас у храма высокий статус – это Свято-Успенский архиерейский собор. Его окружает живописный частный сектор, сохранились очень интересные столетние кирпичные домишки, тут сохранился особый провинциальный дух. Но лезть через буераки сюда не обязательно, вполне можно подойти и не от Замковой горы – по улице Подольской со стороны Трояновской.

И это еще не все интересные храмы Житомира.

В центре города, на углу улиц Киевской и Михайловской нельзя не заметить великолепный храм с белыми стенами и голубыми куполами – это Свято-Михайловский собор. Это тоже одна из старейших церквей в городе.
Я уже упоминала, что сумма в 30 000 рублей в середине 19 века была целым состоянием, приравнивающимся к бюджету среднего города. Обычно такую сумму собирали долгое время всей общиной. А на Михайловский храм сумму в 37 000 дал один человек. Это был местный купец Михаил Федорович Хаботин. Этот пожилой бездетный человек отдал на храм практически все свои деньги. Он и участок под церковь купил. Улица Михайловская когда-то называлась Пилипоновской, так как на ней селились староверы-раскольники пилипоны (или их еще называли «филлиппоны», или «липоване»). Участок Хаботин купил у Александра Скальковского, отца известного историка Апполона Скальковского, друга Пушкина.

Храм был построен и освящен в 1856 году, а в 1859 купец Хаботин умер и был погребен в построенной им церкви. Приход со временем образовался довольно многолюдный. Улицу по имени собора переименовали в Михайловскую. Правда, она еще не однократно меняла свое название (была даже улицей Геринга при немцах), но с относительно недавнего времени она опять Михайловская.

В 1915 году в церковной метрической книге была сделана запись: «7 марта 1915 родился Святослав. Родители: свободный художник Теофил Даниилович Рихтер, лютеранского вероисповедания и жена его Анна Павловна, православная. Крестные родители: Николай Павлович Москалев и Каролина Юлиановна Арнд». Теперь мы знаем, к какому приходу принадлежала мама знаменитого пианиста, и где его крестили. Почему не крестили в лютеранстве? Мать знаменитого пианиста, Анна Москалева была из дворянской семьи, Теофил, принадлежавший к мещанам-иноверцам, с трудом уговорил ее родителей отдать за себя их дочь, ведь помимо всего прочего, он еще и был старше на 20 лет, Анна была его ученицей. Крестным отцом Святослава, как мы видим по записи, был его дед по матери – видимо, именно родители Анны настояли, чтобы ее сын был крещен в православии. И о Рихтере мы тоже обязательно еще поговорим.


С. Рихтер с родителями

В 1929 году церковь отняли у верующих по тем предлогом, что здание требует ремонта, а община его ремонтировать не собирается. Думаете, его отремонтировали новые хозяева? Да нет, конечно. Здесь сделали склад. После войны в бывшем храме разместилось общество «Знание», а потом – кукольный театр. Службы возобновились только в 1991 году.

Сейчас перед храмом установлен памятник Митрополиту Иллариону (он же профессор Иван Огиенко). Уроженец Брусилова Житомирской области, украиновед, министр культуры и образования украинского правительства 1919 года, воистину многогранная творческая личность, прямо вот «человек Возрождения»: поэт, прозаик, публицист, педагог, историк, философ и художник, этнограф, еще и богослов, первоиерарх УАПЦ. Его имя присвоено современному Житомирскому колледжу культуры и искусств. Это симпатичное отремонтированное здание на ул. Ивана Франко. Домик, построенный в конце 19 века, был изначально небольшим, но его владелец купец Гельзбери Ревель Гершкович в 1905 году расширил его и достроил второй этаж. Колледж здесь с 1958 года, правда, раньше это называлось техникум.

Но мы еще не все храмы посетили, как-то отвлеклись.
И еще об одной церкви расскажу, тем более я о ней уже упоминала – это церковь Иакова на Русском (или Вильском) кладбище. Это самая старая каменная церковь в городе – она возведена в 1837 годы вдовой генерала Якова Алексеевича Потемкина, героя войны 1812 года, бывшего командира элитного Семеновского полка. Подчиненные так любили своего командира, что когда его сместили из-за интриг Аракчеева, они подняли бунт. К слову, предки Якова Потемкина были дальними родственниками Светлейшего князя Потемкина-Таврического.
В Житомир генерал-адьютант попал, так как в 1830-м году был назначен на должность временного генерал-губернатора Волынской и Подольской губерний. 49-летний генерал внезапно умер в 1831 году, и через два года его вдова начала хлопотать о возведении на ее средства храма над его могилой.

К прошению о постройке церкви вдова приложила чертеж церкви, какой она ее видела. Вероятно, такой церковь и построили, но ее первоначальный вид сильно отличался от нынешнего – тогда колокольня была деревянной, и сама церковь была значительно меньшей по размерам. Ее сильно перестроили и расширили, а в 1884 возвели каменную колокольню.



Церковь Иакова – одна из двух Житомирских церквей, которые не закрывались в годы Советской власти, и где продолжались службы практически без перерыва. Сейчас они также проводятся, община присматривает и за кладбищем.

Вильское кладбище так называется, так как проходящая мимо дорога когда-та называлась Вильское шоссе. Это один из старейших некрополей города. Здесь похоронено много известных жителей города, например, единственная дочь философа Бердяева. Это, конечно, не Лычаковский львовский некрополь, но и здесь с середины 19 века сохранилось несколько интересных надгробий и склепов.

Мы с вами почти со всеми старыми храмами города ознакомились. Есть еще множество новых, даже баптисты построили свою церковь довольно странной конструкции – они ее называют «Церковь Воскресенья». В архитектурном плане более интересна другая церковь баптистов, на ул. Коцюбинского, 5. Ранее это была лютеранская кирха и построена она в 1896 году. Известно, что в середине 19 века число лютеран в Житомире достигло 117 человек, и им, понятно, нужен был свой храм. Вот вдова Вильгельмина Кнаак и подарила общине свой земельный участок возле сенной площади, на нем позднее и построили кирху. Проект в стиле неоготики создал Арнольд Карлович Енш. К слову, этот же архитектор был автором проекта уже упомянутой Крестовоздвиженской церкви, но она построена совсем в другом стиле.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Tags: Житомир, Житомирская область, Украина, видео, костелы, монастыри, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments