agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Categories:

Харьков. История и достопримечательности (1)


На моем видео-канале новый фильм:

Кому лень смотреть, можно почитать:
С этим городом у меня получилась довольно сложная история любви, такое себе «Укрощение строптивой». Я здесь побывала впервые в командировке в 2000 году, и мне жутко не понравилось. Была зима, ощутимый мороз, нас поселили в противную «совковую» гостиницу «Мир», к тому же у меня в той поездке сломалась машина. Короче, та еще получилась поездочка.
После первой поездки я бывала здесь много раз, и познакомившись с Харьковом поближе буквально влюбилась в него. Мне здесь очень нравится, потому что я фанат всякой исторической архитектуры, особенно модерна и конструктивизма, а этого добра здесь предостаточно. Что касается конструктивизма, то Харьков – вообще его столица среди украинских городов (можно я не буду долго распинаться о том, что был он реальной столицей более 15 лет? Вы и так это знаете).
А еще здесь есть река, а точнее даже две (Лопань и впадающий в нее Харьков), для меня это важно, в прошлой жизни я явно была земноводным, плавать не особо люблю, а вот любоваться водой в сочетании с растениями обожаю. Набережную ее за последнее время облагородили, гулять здесь вполне приятно, но, насколько я понимаю, так было не всегда. Мне понравилось даже зимой здесь бродить, правда, было совсем не холодно, не так, как в мой первый приезд в город. Ветра совершенно не было, и поверхность воды была гладкой, как зеркало – сами видите.
В последние годы в городе стремительно (хоть и не всегда толково) приводят в порядок площади и дороги, открываются интересные кафешки, клумбы вокруг, фонтаны – все как надо. Добавим наличие старых парков и весьма достойную коллекцию живописи в картинной галерее, даже копия Дрезденского алтаря ван Эйка присутствует, не исключено, что авторская – то есть не город, а мечта. Ну, и где еще встретишь на одной площади древний монастырь, старенькое здание исторического музея под стеклянным колпаком, скифских баб, старинный танк и группу азиатских граждан, безмятежно занимающихся гимнастикой тай-чи?!
Город большой, и интересного всякого здесь очень много, так что, харьковчане, не будьте взыскательны – я покажу и расскажу о вашем городе то, что успела увидеть и узнать сама во время своих периодических сюда наездов. Если уж упустила что – не взыщите! И заранее прошу прощения за ударения, меня за них после каждого поста ругают. Это потому, что многие слова я никогда не слышала ухом, только читала. Например, только готовя этот фильм я узнала, что Бекетов – он БекЕтов, а не БЕкетов.

Добраться в Харьков из Киева совсем не сложно: чуть больше 4 часов на экспрессе «Интерсити» - и вы на месте. Вокзальная площадь в Харькове хоть и смахивает на многие другие вокзальные площади, но все же мне нравится. Здание вокзала даже красивое, оно послевоенное, старый вокзал был разрушен во время войны. А жаль - это была весьма оригинальная постройка необычной формы. На площади привлекает внимание огромное здание Управления Южных Железных дорог (построено в 1912-1914 гг.). Это по-настоящему циклопическая постройка: четыре шестиэтажные корпуса снаружи и еще три корпуса внутри – суммарная полезная площадь - 30 тыс. кв. м.
А на перроне нас встречает легендарный персонаж – отец Федор из «12 стульев», с чайником и письмом супруге в руке. Помните, что в письме было: "Харьков - город шумный, центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал".
Сейчас Харьков принято считать университетским городом, а самих харьковчан – интеллигентными людьми, хоть и слегка чудаковатыми, но так было не всегда. Поселенцами-основателями были свободолюбивые казаки («черкасы»). Первым известным казачьим полковником был Григорий Донец-Захаржевский. Тогда казачество уже вступило в противоречивые взаимоотношения с Московским царством, приглядывать за поселением было поручено воеводе русского царя некому Воину Селифонтову. Этот господин вошел в историю, так как его «телега» на казаков царю стала первым письменным документом, сохранившимся до наших дней, в котором упоминается Харьков. Вот текст «телеги»: "Поселенцы воеводу не слушают, крепости не строят, по вестям на сторожи не ездят, в приказную избу сторожей и денщиков не дают, а только беспрестанно пьют и бражничают и унять их нечем".
Очаровательно, я считаю. Донесение написано в 1657 году, по одной из остроумных версий эта дата считается годом основания города, хотя крепость была возведена еще в 1655, а вообще годом основания все-таки считают 1654.
То есть казаки крепость все же построили, и находилась она, на Университетской горке. И вообще большая часть Харькова находится хорошо над уровнем моря, на пяти холмах, говорят, местами до 190 м, хоть это и не бросается в глаза. Первая крепость была небольшая, она представляла собой деревянное укрепление с 10 башнями, длина по периметру стены составляла примерно километр. Вероятно, вокруг крепости располагался посад.
Первой известной крупной церковью в городе стал упоминаемый еще в 1657-м году Успенский собор, поначалу деревянный, через 30 лет чуть в стороне от него возвели каменный храм – не тот, что мы сейчас можем видеть, тот был больше похож на типичные храмы московского зодчества с шатровой колокольней 50 метров высотой – некрасивой и приземистой, ее видно на старой гравюре. Основу этой постройки, которую мы видим, возвели в 1770-м, но после этого собор много раз перестраивался. Колокольню построили позднее собора – в 1841, полностью отделка закончилась только в 1844. Ее высота 89,5 метров, это вторая по высоте колокольня в Украине, ее превышает только Лаврская колокольня в Киеве - 96,52. Не особо приятная информация – раньше довольно обширную площадь вокруг собора занимало городское кладбище, от которого сейчас не осталось следа. К счастью, он все-таки сохранился до наших дней, хоть в советские годы над постройкой глумились, как могли – сняли купола, одно время здесь была радиостанция, а потом швейные цеха.
С 1659 года упоминается Покровский собор, тоже поначалу деревянный, но потом перестроенный в камне. Покровский монастырь основан был намного позднее и стоит он там, где, скорее всего, располагалась до этого первая харьковская крепость. Каменную Покровскую церковь построили в 1689, и, если не считать мелких перестроек, она сохранилась в первозданном виде. Таким образом, это самый старый сохранившийся каменный храм в городе. Барочный собор очень красивый, он похож на плывущий корабль. Говорят, под ним существовала целая система подземных ходов, один из которых вел на берег реки.

Изначально церковь планировалась как домовая церковь и храм-усыпальница семьи полковника Григория Донца-Захаржевского. И храм стоял вне крепости, а потом, когда крепость перестроили и расширили, он вошел в комплекс крепостных построек. Со временем рядом с собором возвели шатровую колокольню, сейчас она встроена в трапезную, ее можно видеть позади храма.
Рядом стояла и первая каменная гражданская постройка – дом полковник Донца-Захаржевского. К слову, и главная улица на Университетской горке – Университетская, когда-то называлась Полковницкой.
Покровский монастырь был учрежден в 1726, при нем открыли коллегиум, а потом семинарию. В коллегиуме одно время преподавал Григорий Сковорода, в епархиальном музее даже хранился его посох. Памятный знак, посвященный ему, стоит на территории монастыря, а еще есть памятник в сквере за оградой монастыря. Сквер называется Покровским или Террасным, он, к слову, очень приятный, относительно недавно его реконструировали, а вот чугунный фонтан здесь стоит уже очень давно – с 50-х годов.
Я стараюсь всегда наведаться сюда, когда бываю в Харькове, даже если получается только вечером. Место очаровательное, комплекс построек очень гармоничный, на территории монастыря сохранился особенный архаичный дух. А еще здесь продают очень вкусную монастырскую выпечку.
Раз уж мы начали с харьковских храмов, стоит упомянуть и красивейший Благовещенский собор – он стоит чуть в стороне, на другом берегу Лопани, туда ведет Соборный спуск. Первая деревянная церковь возведена была здесь вместе с крепостью в 1655 году, потом на ее месте поставили каменную, которая со временем обветшала, и ее разобрали. Нынешнюю постройку заложили в 1888 году и освятили в 1901 году. Храм был построен на пожертвования горожан, в таком вот нарядном псевдо-византийском стиле, который был очень популярен в то время. Во время Второй мировой жилая застройка вокруг Благовещенского собора сильно пострадала, разрушены были целые кварталы, а храм уцелел. Неприятности начались позднее.

В 1974 году с 59-метровой колокольни сильным порывом ветра сбило чугунный крест. История повторилась в 96, правда на этот раз крест погнулся, но не упал, и его решили заменить. Через год, в 1997, во время сварочных работ в куполе возник пожар и крест опять обрушился. Возможно поэтому среди некоторых горожан церковь имеет репутацию «нехорошей». Мне же она очень нравится – красивая и необычная. Настоящий символ города. Не зря ее называют «карамелькой»!
Много церквей в Харькове было снесено большевиками, например, Николаевский храм в центре города, но и осталось кое-что, старые церкви есть и в других районах города: Озерянская церковь на Холодной горе, Казанская, тоже в Холодногорском районе, и еще Трехсвятительская. Через дорогу от последней стоит чудесный модерновый особняк купца Григория Гольдберга, который пожертвовал приходу свою землю под эту саму церковь. Все перечисленные храмы построены 110-120 лет назад в сходном стиле – все та же «псевдовизантийщина». Стиль был моден в то время, т.к. принято было демонстрировать при постройке художественные и пластические возможности кирпичной кладки, как раз в «закосе» под Византию для этого раздолье.
Раз уж мы упомянули религиозные постройки, вспомним об еще одной, которая находится неподалеку – это бурса, давшая название Бурсацкому спуску, когда-то это была ул. Семинарская, верхняя часть спуска называлась Семинарской горкой. Нижняя ее часть заканчивалась в болотистом яру, поэтому была не застроена, а в верхней части духовное ведомство возвело приют для сирот из семей священнослужителей. Сначала это был комплекс из нескольких изб, а затем в 1773 построили два каменных корпуса, в которых со временем открыли Харьковское духовное училище. В первой четверти 19 века комплекс построек училища (или Бурсы) был существенно перестроен и расширен, большинство зданий уцелело до наших дней, они сейчас принадлежат Академии культуры. На улице сохранилась уютная архаичная застройка, хранящая дух провинциальной старины, я это очень люблю в украинских городах, в Киеве этого почти не осталось, разве что местами на Татарке. В 2017 году Спуск реконструировали и облагородили, проложили красивые дорожки и аккуратные газоны, сверху у его начала поставили памятник легендарному Атаману Сирко.

И еще одна постройка, связанная с религией – это Харьковская хоральная синагога или Бейт Менахем. Она находится на улице Пушкинской. Выглядит она очень необычно, футуристическое что-то, купол похож на космический объект. Но на самом деле построена она в 1912-13 годах, это был проект созданный под руководством Михаила Пискунова, победивший на конкурсе, который длился целых 4 года. До этого здесь был обычный особняк, в котором находился молельный дом. На момент постройки здания в Харькове было 5 синагог, это самая большая, еще одна была там, где сейчас Планетарий. Если у вас будет возможность, осмотрите комплекс построек синагоги сзади, со стороны переулка Воробьева – вы там увидите такие вот странные штуки. Я поначалу думала, что это постройка принадлежит синагоге, но оказалось, что это задний фасад бывшего анатомического театра. И вообще переулок очень странный, как будто застрявший во времени лет 100 назад, как и весь район, где Театральный переулок, ул. Девичья и Куликовская, такие там необычная домишки встречаются!
Еще одно занятное открытие – несколько забавных муралов. В Харькове они обнаруживаются нередко во всяких секретных местах.
Очень важной вехой в развитии города стало открытие в 1805 году Харьковского университета, инициатором его создания был энергичный государственный деятель Василий Назарович Каразин, уроженец Богодуховского уезда, сейчас университет носит его имя. Каразин вытряс из местного дворянства 400 000 рублей, которые пошли на открытие первого высшего учебного учреждения края. Сам Каразин особенно интересовался агрономией и метеорологией. В Харькове установлен ему памятник, который 4 раза переставляли с места на место и одно время при Советах даже хотели переплавить – подумаешь, какой-то буржуй! Сейчас он стоит перед главным корпусом Университета, где ему и положено.
Первым корпусом стал перестроенный для этих целей бывший дом генерал-губернатора. Здание после ряда реконструкций сохранилось, оно принадлежит инженерно-педагогической академии – одна из старейших каменных построек Харькова. Харьковский университет - знаменитое и уважаемое учебное заведение, здесь преподавал Лев Ландау, среди знаменитых выпускников – Мечников, Семирадский и Струве. Сейчас основные корпуса Университета находятся на площади Свободы, это конструктивистские дворцы прямо – огромные и величавые, а начиналось все с одного небольшого здания на Университетской, куда мы сейчас вернемся.
До этого неподалеку от собора уже возвели каменное здание присутственных мест и гостиный двор, были уже в городе торговые ряды в Горяиновском переулке (ныне улица Квитки-Основьяненко). Торговля в Харькове началась возле храмов (как обычно) и очень быстро разрослась. Здесь ежегодно проводилась большая Успенская ярмарка, а потом еще Крещенская ярмарка, Покровская и Троицкая. Площадь перед монастырем долгое время называлась ярморочной. Одни за другими открывались торговые ряды Горяиновых, Рудаковых, Сергеевых. Харьков богател за счет торговли, в 1780 - 1796 был центром Харьковского наместничества, а с 1836 г. - столицей Харьковской губернии.
Одно из первых административных зданий – присутственные места, его много раз перестраивали. В советское время была еще одна перестройка – очень интересная, конструктивистская, авторства Алексея Тация. Это был Дом Красной армии, он сильно пострадал после обстрела, но разобрали его аж через 10 лет после войны. Сейчас на этом месте небольшой сквер с памятником Бойцам за Независимость.
Если поначалу Харьков был городом торговым, то со средины 19 века он стал городом промышленным, этому способствовало то, что с открытием в городе ЖД-станции Харьков быстро стал одним из крупнейших с транспортных узлов в Империи. Началось все с парочки медно- и чугунолитейных заводов, и за каких-то 50-60 лет образовался машиностроительный город-гигант. Чего тут только не производили – от ракетно-космических двигателей до фотоаппаратов ФЭД (или Феликс Эдмундович Дзержинский, бессовестная копия с немецкой «Лейки»), но это уже позже, в Советское время, чуток занесло нас.
Одно из самых красивых зданий на Университетской – изящная постройка в стиле модерн, Жирардовская галантерейная мануфактура. Возвели ее в 1912 году по проекту епархиального архитектора Владимира Немкина. Мануфактура арендовала постройку у монастыря, это был харьковский офис-представительство, как сказали бы сейчас, знаменитой французской фирмы, названной в честь изобретателя технологии прядения льна Филиппа Анри Жирара. Тут торговали чулками, тончайшими льняными тканями, бельем, скатертями и салфетками. В советское время здесь располагался филиал исторического музея, а сейчас это музей Харьковской епархии. Читала, что ранее дом был еще более пышно украшен, хотя куда уж пышнее. И вообще в Харькове сложилось с модерном, мы еще увидим много красивых модерновых домов.
ПЛОЩАДЬ КОНСТИТУЦИИ
Ну, раз м уже на этом месте находимся, стоит осмотреть всю площадь Конституции. Для этого вам понадобятся крепкие ноги и терпение - площадь большая, более 4 Га, это, скорее, отрезок широченного проспекта длиною полкилометра. Правда, площадь Свободы, где Госпром, еще больше – 11,9 Га. Застройка площади Конституции очень эклектичная. Здесь можно встретить все – от псевдо-барокко до сталинского ампира, причем аккуратные и относительно небольшие здания соседствуют с монструозно-огромными постройками, однако этот пестрый ансамбль у меня лично не вызывает ощущения диссонанса.

Самое старое здание – дом 12, 1849 года постройка, это буйная такая эклектика с нарядным эркером и угловой башенкой, здесь когда-то находилась кафе-кондитерская «Восточные сладости» Жоржа Бормана, так дом называют до сих пор. А изначально на этом месте был братский дом Успенского собора, что-то вроде гостиницы. Кроме кондитерской здесь располагалась старейший часовой магазин «Часы Яковлева», вроде бы здесь до сих пор часовая мастерская есть.
Старый дом под номером три – голубенькая такая эклектика с элементами барокко, построен в 1894 году архитектором Томсоном, как магазин скобяных изделий Товарищества "Пономарев и Рыжов", изначально дом был двухэтажным, после войны достроили еще три этажа. Как-то иначе я представляла себе магазин скобяных изделий,тут дворец просто.
Пл. Кон.11 Бывший доходный дом Ивана Гладкова, построенный по проекту Михайловского в 1900 году. Одно из цокольных помещений занимала кондитерская «Жорж», на ее месте сейчас знаменитый магазин сладостей «Ведмедик». Здание изначально было трехэтажным, при советах достроили еще два этажа, причем весьма удачно и аккуратно достроили. Я уже упоминала, что здесь сейчас располагается Университет искусств.
Дом 14 – детище легендарного архитектора, академика Алексея Бекетова, здание Азовско-Донского коммерческого банка, построенное в 1896 г. Это была эклектика с закосом под ренессанс, сохранилось фото с тем зданием, но в 1914 г. оно было перестроено архитектором Тервеном в стиле модерн. В советское время здесь был Центральный лекторий.
Дом 18/2 1914 года постройки вроде бы тоже принадлежал Азовско-Донскому банку, теперь он принадлежит Педагогическому университету, и сейчас он знаменит тем, что на его крыше установлен один из символов современного Харькова – скульптура «Скрипач на крыше». Скульптура появилась здесь в 2003 году, ее создал Сейфаддин Гурбанов. Справедливости ради следует отметить, что скрипач – никакой не скрипач, а альтист, и даже, якобы, его прототипом был Юрий Башмет. В 2016 году скульптуру ненадолго убрали и перенесли, но потом ее копию водрузили на место.
Давайте, я сразу расскажу вам, кто такой Алексей Николаевич Бекетов. Впервые я узнала о нем не в Харькове, а много лет назад в Алуште, где у него была дача. Талантливейший, плодотворнейший архитектор родился, жил и умер в Харькове, он создал в городе более 40 зданий, и в других городах страны – еще около 60. Он родился в известной академической семье, приходился двоюродным дядей по матери поэту Александру Блоку. Женился он на дочери промышленника Алексея Алчевского, т.е. доводился зятем ему и его жене Христине Алчевской, известной просветительнице и украинофилке. Алчевским принадлежал участок, на котором сейчас расположена улица Жен Мироносиц. Здесь Бекетов построил особняк для себя (дом 10) и для тестя с его женой (дом 13).
В особняке Бекетова сейчас располагается Харьсковский дом ученых, а в усадьбе Алчевских – Дом культуры МВД. К слову, моя первая поездка в Харьков с ним связана – здесь проводилась конференция, в которой участвовала моя фирма. Также Бекетов построил здание школы для тещи - дом 9, в нем сейчас находится Харьковский художественный музей, очень неплохой, кстати, повторюсь. Соседний дом, 11, который тоже сейчас принадлежит музею, и еще один дом на улице предназначались для аренды. Через несколько лет тесть Бекетова разорился и покончил собой, чтобы отдать долги пришлось продать обе усадьбы.
Рядом с этим местом находится станция метро «Архитектора Бекетова» и площадь Архитекторов. На ней находятся очень интересные харьковские достопримечательности – оригинальный фонтан «Поцелуй», очаровательный совершенно, и выставка символов Харькова в миниатюре. Площадь небольшая, но мне очень здесь нравится, интересно миниатюры рассматривать под журчание фонтана.

А Бекетову в Харькове установлено несколько памятников, один из них – возле Университета городского хозяйства на улице Бажанова. Кстати, раз мы сюда забрели, заодно осмотрим очень интересную постройку, хоть и не авторства Бекетова – доходный дом немецкого промышленника Максимилиана Гельфериха-Саде, возведенный в 1913 году по проекту Александра Ржепишевского. Видимо из-за национальности заказчика дом построен в стиле немецкого замка, это поздний северный модерн.
Но мы с вами сильно отклонились от основного маршрута. Нам надо вернуться на площадь Конституции.
К счастью, четная сторона площади неплохо сохранилась. Еще один банк располагался в доме под номером 20 – Петербургский Международный коммерческий банк. Сейчас здесь Ощадбанк. Дом построен в 1913 году архитектором Величко. Дому повезло – обычно банки, занимая исторические постройки, приводят их в порядок, и если не реставрируют по всем правилам, то хотя бы ремонтируют и присматривают за ними. На фронтоне здания сохранился богатый скульптурный декор.
Еще один банк – мое самое любимое здание на площади, под номером 24 – бывший Волжско-Камский банк, построенный Бекетовым в 1906 году. Это роскошный модернище, декор которого можно рассматривать и рассматривать. Единственное, что немного меня подбешивает – это уродская мозаика с пляшущими октябрятами на щипце, ведь в советское время в здании разместился театр кукол, он и сейчас здесь. Зато сохранились многие элементы декора – мозаики, витражи, чеканки и корабельные ростры на фасаде.

Следующее здание, №26, тоже спроектировал Алексей Бекетов. Это бывший Торговый банк, ныне дом Науки и техники. В чертах здания угадываются влияния венского модерна. Во время войны дом сильно пострадал, но его восстановили без существенных изменений.
И 28-й дом тоже построил Бекетов, это здание Земельного банка, построенное в 1896-1897. Сейчас в нем авто-транспортный техникум. Очень красивая постройка, в стиле эклектики, с нарядным щипцом на фронтоне.
Более поздняя, но очень заметная постройка на площади, под номером 1 - бывший доходный дом Всероссийского страхового общества "Россия"; архит. И. Претро, возведен 1916 г. На первом этаже располагались магазины, на остальных этажах – шести-восьмикомнатные квартиры. Шестиэтажный дом огромный, занимает целый квартал, стиль неясный – это последний такой провинциальный всплеск модерна, существенно обезличенного.

Декор аскетичный, из украшений – только скульптуры на кронштейнах и на фасаде. Здесь имеется система внутренних дворов-пассажей, которые вели на другую улицу (сейчас Квитки-Основьяненко, ранее – тот самый Горяиновский переулок, откуда пошел Харьков-торговый). В советское время жильцов, как я понимаю, отсюда выбили, в здании разместился Народный комиссариат труда и Всеукраинский Совет профсоюзов, вся эта музыка стала называться «Дворцом Труда».
Пл. Констит. 13 – крупная и заметная постройка. Когда-то на этом месте стоял двухэтажный галантерейный магазин знаменитого торгового дома «Братья Александр и Яков Альшванг», после революции здание отдали под Торговую биржу. Стало ясно, что оно мало и тесно. По проекту Александра Линецкого в 1925 году дом надстроили и расширили, появилась угловая башня и скульптурный декор. Облик постройки полностью преобразился – теперь она приобрела черты конструктивизма. Потом здесь была редакция журнала «Коммунист», потом – консерватория. В 70-х скульптуру Меркурия убрали, но в наше время она восстановлена.

Еще один конструктивизм - дом №9, Детский мир, построенный в 1925 году по проекту Линецкого и Пискунова. Хоть это и не типично для конструктивизма, рядом с огромными соседними постройками дом выглядит довольно изящно – Детский мир же все-таки. Внутри здания проходит крытый пассаж с выходами на две улицы.
Констит. 7. В 19 веке было построено важное административное здание – Городская дума. 4-х этажный дом был небольшим по нынешним понятиям, и выстроен был в стиле эклектики с ренессансными влияниями. Его перестраивали в 30-х, но во время войны оно выгорело. Сейчас на этом месте стоит гигантское здание Горсовета – впечатляющая сталинская высотка с башней – по сути, постройка носит ту же функцию, но ее практически пришлось возводить заново. Светло-серая постройка выглядит эффектно – величавая башня смахивает на колокольню средневековых ратуш.

Одно из самых крупных и заметных зданий на площади – дом 2/4, «Дом со шпилем», который был возведен в 1954 году архитектором Арешкиным для работников Харьковского турбогенераторного завода (позднее завод назывался «Турбоатом»). Высота постройка – 65 метров. Примыкающий к нему дом 2/2 был построен чуть раньше, в 1950м.
Еще одно старое здание, которое сейчас не очень заметно – это бывший ломбард, ныне исторический музей. Не заметно, потому что старинная постройка находится под большим стеклянным колпаком. Ранее музей находился в разных других зданиях, переехал сюда только в 90-е. Ломбард был возведен архитектором Корниенко в 1912 году, изначально это было неоштукатуренное кирпичное здание, сейчас, под колпаком оно оштукатурено. В 2014 году закончили возведение стеклянного колпака, причем это был какой-то неприличный долгострой, были проблемы с вентиляцией, долгое время там что-то доделывали и переделывали. К стыду своему, я в этом музее ни разу не была, правда оправдывает меня то, что я в Харьков всегда приезжаю в командировки, и, когда заканчиваю работу, музей всегда уже закрыт. Надеюсь, когда-нибудь исправлюсь.
Одно из последних приобретений площади – быстро полюбившаяся харьковчанам статуя, которую называют «Летящая Украина». На самом деле, это богиня победы Ника. Установлен монумент в честь Независимости Украины в 2012 году. Его высота 16,5 метров.
Добавлю, что в районе площади Конституции расположены выходы из двух станций метрополитена. И вообще это место шумное и оживленное, но ощущения толчеи никогда нет – уж очень большая площадь.
РЫМАРСКАЯ
Куда дальше пойдем? А давайте на Рымарскую, она как раз берет начало от станции «Исторический музей». В один из своих приездов в Харьков я здесь жила пару дней в небольшом отельчике YellowUnlimited. Ну, такое, студенческий вариант, но все же поприятней, чем хостел. Лучше всего, по моему опыту, останавливаться в «Рейкарце» на Чубаря, но в нем всегда проблемы с местами и в последнее время дороговато. «Националь», в котором сейчас живет Кернес, не советую – черт-те где от центра и к тому же прокуренный «совок».
Рымарская – одна из старейших улиц Харькова, названа так, скорее всего, из-за располагавшихся здесь цехов рымарей – кожевников. Она расположена параллельно самой шикарной улице города – Сумской. Улица совсем небольшая, но на ней сохранилось несколько интересных архитектурных памятников и парочка неприметных, но очень старых домишек. Например, прямо во внутреннем дворе, где находился мой отель, в полуразрушенном состоянии стоит сохранившийся флигель конца 19 века, который когда-то принадлежал глазному врачу Броумштейну. Напомню, в Харькове всегда было много хороших окулистов, один из них – Леонард Гиршман, основал в городе в 1872 году клинику, ставшую знаменитой на всю страну.
Также на Рымарской под номером 4 уцелел небольшой домик, который когда-то принадлежал городскому голове Егору Урюпину. Это самое старое из сохранившихся жилое строение в городе – построили его примерно в 1799 году. Кто такой Урюпин, известно немногим, а ведь это был друг и первый помощник Каразина в деле основания Харьковского университета.
Очень старый здесь еще один дом – под номером 7, цоколь у него каменный, а верхняя часть – деревянная.
Еще здесь находится огромное здание, украшенное скульптурами – бывший доходный дом страхового общества «Саламандра» - это его задний фасад, а передний, еще более пафосный, выходит на улицу Сумскую. Построен комплекс в 1916 году архитектором Веревкиным. Архитектурный стиль уже знакомый нам – невнятный. Это такой сдержанный постмодернизм – вроде как черты модерна имеются, но это уже не модерн. Читала, что заказчики попросили возвести нечто красивое, но строгое, без модерновых выкрутасов. В пяти секциях располагались 64 большие квартиры, на первом этаже – магазины, а в подвале – кабаре-театр. После революции жильцов выселили, здесь были конторы всяких советских организаций, которые позднее переехали в здание «Госпрома». Потом жильцов вернули, но квартиры уплотнили – теперь это были коммуналки.
Еще одно интересное здание на Рымарской – теперь уже совершенно точно модерн – компанейский дом архитектора Александра Ржепишевского, сам создатель проекта имел квартиру в этом доме. Этот зодчий одно время был внештатным городским архитектором и настроил в Харькове 27 домов, этот один из них. Он же стал организатором такого движения, как компанейские дома – что-то вроде кооператива, где жильцы были собственниками, а не арендаторами жилья. Вот это и был один из таких домов. В доме когда-то жила Клавдия Шульженко, а на первом этаже располагался ЗАГС, в котором певица зарегистрировала брак со своим первым мужем Владимиром Коралли. Здание очень интересное – ассиметричное, со странно чередующимися объемами и занятной башенкой с ангелочками-путти.

Ржепишевский был автором еще одного знакового для Харькова проекта – гигантское здание 1913 года на Павловской площади, гостиница «Астория», в нем же на первом этаже располагался Купеческий банк. Это тоже модерн, модерн северный, как его называли – был популярен в Скандинавии и Питере – мрачные такие дома, похожие на древние замки.
Еще один шикарнейший модерн вы увидите, если свернете с Рымарской в переулок Грабовского. Здесь под номером семь стоит чудесное четырехэтажное здание, построенное в 1905 году архитектором Александром Гинзбургом как доходный дом, хотя некоторые городские легенды утверждают, что здесь был бордель. Горожене называют его «Домом Золотой рыбки» из-за обильного «морского» декора - рыбины и саламандры.

По другим источникам в цоколе был рыбный магазин (поэтому и декор своеобразный), остальная часть дома принадлежала самому Гинзбургу, здесь была его контора «Железобетон». Гинзбург первый в Харькове стал использовать железобетон в строительстве, и этот дом один из первых. Экзотические рыбы, подпирающие крышу, на самом деле маскируют крепления кронштейнов.
Идем дальше. На Рымарской, 23 стоит розовое здание конца 19 века, оно принадлежало когда-то врачу Марку Исааковичу Фрейману. В подвалах дома был обнаружен подземный ход, и с тех пор отсюда невозможно отвадить диггеров и спелеологов.
Также на Рымарской располагается Мариинская гимназия, ныне школа №6 – одна из старейших в Харькове, построена она еще в 1870-м году, она носила имя императрицы Марии Александровны. Здесь все свои школьные годы провела другая знаменитая певица – Людмила Гурченко.
На Рымарской несколько месяцев жил Феликс Дзержинский, а брат его Владислав, врач-невролог, так и вовсе преподавал в Харьковском университете.
Еще на Рымарской находится один из культурных центров Харькова – Областная филармония. Здание сильно как бы так сказать… заремонтированно до неузнаваемости, но на самом деле постройка старинная – середины 19 века. Изначально здесь размещался один из лучших частных пансионов в Харькове. А в 1858 году в нем открыли «Заведение Зарудного», что-то вроде английского клуба, потом здесь был купеческий коммерческий клуб. С 1890 года постройка была передана Оперному театру, здесь он и располагался до советского времени. Знаменита Старая опера тем, что здесь был проведен первый в Украине киносеанс (в 1896) и первый радио-сеанс украинской радиостанции (1929). В зале филармонии удивительная акустика, он строился, как копия оперного зала дворца Тюильри. В 2006 году началась масштабная реконструкция, филармония была основательно отремонтирована.
Еще в одно музыкальное учреждение улица Рымарская буквально упирается – это Новый оперный театр, которым Харьковчане очень гордятся, правда, фактически он расположен на Сумской. Здание в популярном в советское время стиле было сдано в эксплуатацию в 1991 году, а строилось оно вообще более 20 лет – с 1970-го. Помню, в нулевых площадь перед театром имела довольно неприглядный вид, а сейчас, после очередной реконструкции это одно из самых красивых мест в Харькове – здесь разбиты клумбы и работают фонтаны с подсветкой, очень эффектно все это выглядит вечером.
Между Рымарской и Сумской находится еще и Драматический театр, но с ним мы поближе познакомимся, когда пойдем на Сумскую.
А не будем откладывать, прямо сейчас и пойдем.


ПРОДОЛЖЕНИЕ
Tags: Бекетов, Украина, Харьков, Харьковская область, конструктивизм, модерн, монастыри, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment