agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Categories:

Харьков. История и достопримечательности (2)


СУМСКАЯ

На моем канале новое видео:

Читаем, кому лень смотреть:
Продолжение, начало ЗДЕСЬ.
Сумская улица в конце 18 века представляла собой пару дворов вдоль дороги на полковой город Сумы и вишневые сады, в то время как Рымарская была одной из главных улиц города. Постепенно Сумская тоже стала застраиваться, хотя была она в то время совсем небольшой и заканчивалась, упираясь в Мироносицкое кладбище – это там, где сейчас фонтан «Зеркальная струя». Мне, к слову, с фонтаном дико не везет – в одну мою поездку, когда я снимала, я его застала в заледеневшем состоянии, в другую – на реконструкции. А вообще фонтан очень любим харьковчанами, это главный символ города. Представляете, а было кладбище?!

Оно в 18 веке было загородным, и церковь Жен Мироносиц – кладбищенской. Она сначала была деревянной, потом много раз перестраивалась, но на момент разрушения коммунистами в 1930-м году была каменной и довольно большой, хоть и весьма аскетичной, если судить по фотографиям. На ее месте практичные люмпены открыли троллейбусный парк, и только в 1947 году здесь разбили сквер и разместили фонтан и беседку с балюстрадой при нем. Нынешняя девятиглавая церковь построена в 2015 году по инициативе одиозного мэра Добкина. Читала, что ее поругивают, были даже протесты против возведения храма на месте сквера, а как по мне, так и неплохо смотрится, особенно вечером с подсветкой, хоть и слегка «переукрашено». Лучше уж настоящую церковь, чем какой-нибудь очередной «Храм компульсивного шоппинга».
Напротив фонтана уже знакомый нам Оперный театр, дальше, в сторону Госпрома простирается более новая часть улицы, она застраивалась очень медленно и неохотно. Сложно в это поверить, ведь сейчас Сумская - настоящий заповедник модерна и пышной эклектики, самая парадная улица города.
В 1803 году по приглашению Каразина в Харьков приехала большая группа иностранных ремесленников – 23 семьи. Им дали участки на нынешних улицах Сумской, Гоголя и Пушкинской (ранее она называлась Немецкой, теперь понятно, почему). На Сумской поселились со своими семьями портной, жестянщик, каретник, седельщик, портной и токарь. Не знаю, как остальные ремесленники, а вот изделия каретников с Сумской славились качеством и считались лучшими в городе. Вот так вот, по сути и началась Сумская. Пойдем теперь смотреть дома.
Сразу в начале улицы бросается в глаза красивое угловое здание, оно построено в 19 веке в стиле эклектики, в нем сейчас «Пузата хата» - красиво, но это только самое начало.
Примечателен очаровательный двухэтажный особнячок в стиле нео-барокко под номером 3. Проект в 1875 г создал датчанин Иоганн Гинш для купца Муравьева, здание сложной судьбы. Через пару лет после окончания стройки дом купил фотограф Альфред Федецкий, он начал перестройку, но умер, не дожив до ее окончания. Потом как-то странно умерла дочь Федецкого – ее нашли мертвой в пустой квартире. Фотомастерскую на первом этаже продали другому фотографу – Шабельскому, но через год фото-ателье сгорело. Потом дом купил немец-ресторатор Клеккер, а в 1914 году началась война с Германией и немца выслали из Российской Империи, а потом дом опять горел в 1915 году. Но при этом здание все-таки сохранилось до наших дней, и теперь это одно из ярчайших украшений Сумской.
4-й дом – тоже симпатичный особняк, путеводители почему-то упорно называют эклектику неореннесансом, ну, пусть будет неореннесанс.
Сумская 5 – здание в стиле позднего модерна, построено в 1913 году архитектором Гороховым, это был доходный дом Харитонова. В нем располагался роскошный кинотеатр «Ампир», лучший в городе. Здесь и до недавнего времени был кинотеатр, сейчас, похоже, уже нет.

Один из самых примечательных и красивых домов – номер 6. Это яркий образец модерна, перестроенный в 1910 году, а возведен он был еще в 1887. Выразительность придают эркеры и прочий пластический декор, и фризы из майолики. В этом доме одно время жила Леся Украинка – в доме была квартира ее дяди, Александра Петровича Драгоманова, врача-психиатра; Леся приезжала в Харьков на лечение и останавливалась у родственника.
Сумская, 9 – Харьковский Академический Драматический театр. Здание по проекту архитектора Андрея Тона построили в 1841 году на средства актера и режиссера Людвига Млотковского Это был первый в городе каменный театр. С тех пор менялись названия театра, труппы и репертуар, но он не прекращал работать. В нем играла Наталья Ужвий, Лесь Курбас, Леонид Быков. Перед театром относительно небольшая часть Театральной площади, которая на самом деле является площадью, все остальное по сути сквер. Перед театром – памятник Гоголю, на другом конце сквера, на улице Пушкина – памятник Пушкину. Видите афишу Алексея Горбунова? Я на вокзале в Киеве на подземном паркинге с ним рядом машину парковала, и подозреваю, одним экспрессом ехала, у него в Харькове, оказывается, был творческий вечер. А в другой раз ехала в одном вагоне с Тиной Кароль и ее группой. Любят артисты Вторую столицу, как и я. Но мы идем дальше, мы в самом начале Сумской.
Дом 17 нам уже известен – дом «Саламандры», долго возле него останавливаться не буду, говорили уже о нем, добавлю только, что недавно в нем открыли кафешку моей любимой сети «Львовский круассан». Если надо очень быстро, сытно и вкусно – сюда! И нет, они мне не платят за рекламу, просто мне нравятся их круассаны.
Помпезное нео-барокко – дом 19, бывший доходный дом страхового общества «Жизнь», построенный по проекту архитектора Гинзбурга в конце 19 века.
Еще один дом Александра Гинзбурга – бывший доходный дом инженера Герша Лифшица, под номером 26, он возведен в 1910 году. Дом интересен своей архитектурой – здесь есть элементы нео-барокко, но уже и явственные черты модерна имеются, это один из самых заметных домов на Сумской. К тому же на торце здания имеется мурал с портретом Леонида Быкова – это кадр из фильма «В бой идут одни старики». Известно, что Быков, не поступив в Театральный институт в Киеве, окончил Харьковский, и потом почти 10 лет играл в местном драматическом театре, так что харьковчане не напрасно считают его «своим парнем».  А дом с его муралом, повторюсь, прекрасен своей наглой роскошью – и днем прекрасен, и особенно ночью.

Потом у нас следует новая Опера и фонтан «Зеркальная струя», мы это уже видели все, и по левую сторону по ходу движения к площади Свободы располагается Парк Шевченко с памятником Кобзарю. К слову, самый первый памятник Шевченко в Харьков был частный. Его в 1898 году на свои средства поставила на территории своей усадьбы уже упомянутая семья Алчевских, тех самых, чьим зятем был архитектор Бекетов. Банкир, промышленник и меценат Алексей Алчевский много сделал для развития Харькова, жаль, что его постигла такая несчастная судьба. Жена его, Христина Алчевская, была энтузиастом народного образования и популяризатором украинской культуры и языка. К слову, в честь Алчевского назван город Алчевск.
Сейчас бюст Шевченко, некогда принадлежавший Алчевским, находится в музее поэта в Киеве.
А нынешний памятник на входе в главную аллею парка поставлен в 1935 году. В парк мы обязательно зайдем, он стоит того, я только хотела бы обратить ваше внимание на дом под №44 прямо напротив памятника. Это образец элегантного модерна, довольно поздний, построен в 1912 году как доходный дом купца Аладьина с магазинами в цокольном этаже. Так вот сейчас в этом самом цокольном этаже есть ресторан «Гостинная», который работает круглосуточно. Так что, если вы приехали ночным поездом в полседьмого утра, вовсе необязательно давиться мафинами в привокзальном Макдональдсе и запивать тем ужасом, который они называют кофе. В «Гостинной» есть завтраки, ненамного дороже Макдональдсовской молекулярной кухни. Сырнички у них божественные и кофе отличный!

Итак, парк (или городской сад), обещала же на нем остановиться. Это самый старый парк в Харькове, его еще в 1805 году сам Каразин заложил. Принадлежал он изначально Университету, тут до сих пор действует университетская астрономическая обсерватория. Ближе к Университету недавно поставили памятник Петру Гулаку-Артемовскому – украинский писатель и педагог был деканом словесного факультета и одно время даже ректором Харьковского университета.

К одной из частей парка прилегает зоопарк, но он сейчас, насколько я понимаю, на реконструкции, с другой стороны располагается академический ботанический сад, также в парке расположен харьковский дельфинарий «Немо» и оригинальной архитектуры кино-концертный зал «Украина», который сейчас ремонтируют, его еще в 1963 году построили. В парке сохранилось несколько реликтовых дубов, некоторым из которых около 250 лет. Фонтаны на каждом шагу, это очень красиво, особенно с подсветкой. Облагородили и Каскад со стороны Клочковской.
Во время фашистской оккупации немцы устроили здесь кладбище и собирались сделать пантеон героев, после войны кладбище ликвидировали (и я не хочу знать, что стоит за этим словом из путеводителей). Кроме памятника Шевченко здесь есть еще несколько памятников, самый необычный – памятник футбольному мячу, его установил местный клуб «Металлист». Совсем недавно в парке была произведена масштабная реконструкция. Я не знаю, что здесь до нее было, но сейчас все очень хорошо.

В целом мне нравится, китчевые моменты присутствуют совсем чуть-чуть, но не особо бросаются в глаза. Чуточку аляповатым мне показался музыкальный фонтан с движущимися обезьянками, но потом сразу вспомнилось, как я обожала такие вещи в детстве, меня невозможно было оторвать от витрины аптеки в Киевском Пассаже, где сидели движущиеся Гиппопотам и Айболит. Так что пусть будет, это же для детей сделано.

И опять же – много воды – целый каскад озер, водопадов и фонтанов с подсветкой – восторг! Можно прогуляться вдоль фонтанов, можно сфотографироваться на мостике, можно просто посидеть отдохнуть. Народу здесь немало, очень популярное место, молодежи толпы просто, свиданочки и все такое. Очень много зон для эффектных фотографий – есть даже художник Репин словно специально для селфаков поставленный. Живописную балюстраду в конце парка прочно оккупировали молодожены – куда не глянь, всюду невесты в немыслимых изгибах. Очень смешно наблюдать, как хрупкая принцессочка властно рулит фотосъемкой, явно предвкушая, как она «порвет Инсту».

Идем дальше по Сумской. К слову, все что находится в парке, означено под адресом Сумская, 35.
На противоположной от парка улицы бросается в глаза еще один дом (№52) необычной для Харькова архитектуры – это псевдоготика. Дом был построен для супруги офицера Александры Красовской в 1974. В конце 19 века дом купил статский советник Николай Авдаков. Его дочь Анна стала одной из первых в городе женщин-врачей, она была организатором харьковской противотуберкулезной службы. Усадьба Авдаковых после Революции стала противотуберкулезным диспансером, и сама Анна Николаевна в нем работала всю жизнь.

Нам совсем чуть-чуть осталось пройти, и мы выходим на Площадь Свободы. В советское время – площадь имени пламенного палача революции Феликса Дзержинского. Тут еще Ленин стоял, но его сбросили во время Революции Достоинства. Раньше попадалась информация, что это самая большая площадь Европы - 11,9 гектаров, но в Питере Московская площадь вроде бы 13,1 Га, а еще есть Дефиляда в Варшаве и Алекс в Берлине, обе по 24 Га. Цифры цифрами, но выглядит площадь очень внушительно, для меня – из-за застройки. Не сразу бросается в глаза, но на площади имеется перепад высот - свыше 11, там, где Сумская – повыше, Госпром в низине.

На площади построен самый знаменитый харьковский архитектурный ансамблю, вошедший во все архитектурные энциклопедии Мира – это комплекс построек Госпрома и Харьковского Университета. Пока я скажу, что он офигительный, и мы к нему еще вернемся, мы еще не всю Сумскую осмотрели. Все дома, понятное дело, мы отмечать не будем, их более 130, но самые красивые из оставшихся стоит посмотреть, потому что в архитектурном плане это просто праздник какой-то! Заметьте, из-за протяженного парка Шевченко под номером 35 и площади Свободы теперь нечетные номера будут сильно отставать от четных.
43 небольшой дом в стиле эклектики – особняк Сергея Савича, построенный на рубеже 19 и 20 веков. В начале ХХ века здесь размещалось немецкое консульство.
А дальше у нас начинается настоящее царство модерна. К этому стилю в разной выраженности можно отнести многоэтажные дома под номером 45, 49 и 53. 45й дом построил как доходный Александр Гинзбург в 1907 году. Следующий, дом 49 - возведен в 1910 году как доходный дом Р.А.Заславского.
Сумская 61, где сейчас ЗАГС, построен в 1913 году для Александра Юзефовича, издателя газеты «Южный край». Это была уже эпоха модерна, даже его заката, а здание построено в старомодном на тот момент стиле эклектики.  У меня какое-то дежавю – во многих городах ЗАГСы устраивали в очень похожих особняках. Забавно, но после революции здесь было «Общество старых большевиков», потом дом пионеров, а потом уже ЗАГС – т.е. все возрастные категории охватили.
Очень изящное здание в стиле модерн – это дом 65, построил его Гинзбург в 1913 году. Это часть Сумской – сплошь его детища.
Следующий дом, 67, тоже модерн, но немного другой – с чертами историзма, что-то от античности взято. Построил его архитектор Тервен для семьи Лазницких. А вот 76-й дом довольно интересный, он построен в 1928 году, название организации-владельца можно прочитать на фасаде – «Укрсовхозобъединение». Это поздний конструктивизм, уже почти неузнаваемый, появляются черты типичной предвоенной сталинской архитектуры.
Прекрасен дом 80 – он не просто красив, это вообще-то целый памятник архитектуры. Его в 1913 году построил гениальный Гинзбург для доктора Мануила Моисеевича Ланда-Безверхнего. И это, конечно, модерн, очень яркий и выразительный.
Невозможно остановиться- чем дальше, тем красивее!
Дом 82 – тоже памятник архитектуры, и выглядит он соответственно. Построен он в 1913 году как доходный дом Бергера и Мошкевича. Поражают его размеры и а-ла античный скульптурный декор.
82а – это модерн, но очень странный, кубистический такой. Эта интересная постройка возведена в 1908 году Гинзбурком. Критики того времени так и называли его – «конструктивный модерн». Гинзбург просто опередил эпоху!
Самый чудесный дом – 88, им можно любоваться до бесконечности. Он украшен ромашками и извитыми загогулинами, но точно не известно не время его, ни автор проекта. Вроде бы Мисей Диканьский. Принадлежал доходный дом семье Шкафф (не надо ржать, два фф на конце).
Еще один чудесный модерн – дом 96. Его главное украшение – ажурно украшенный подъезд. Его автор уже точно  Моисей Геркович Диканский, известный архитектор и теоретик архитектуры. Он построил этот дом в 1905 -1907 гг по своему проекту и сам же был его владельцем. И следующий, 98 дом, тоже построен по его проекту в 1907 году, в разное время принадлежал разным владельцам. А можно мы дальше не пойдем? Хватит с нас Сумской на сегодня. Кто будет капризничать – пойдет на прогулку по Московскому проспекту – ведь самая большая улица в городе не Сумская, а Московский проспект – 18 км.
Я шучу, конечно, но и в начале Московского встречаются занятные домишки, старенькие и патриархальные, вот этот дом под номером 44, например, построен аж в 1838 году архитектором Тоном. А здание нынешнего Педагогического колледжа (бывшая мужская гимназия) – в 1845. Некоторые постройки даже вполне тянут на модерн. Здесь есть и фонтаны, которые мы так любим – возле апелляционного суда.

Кстати, здание в свое время и строилось, как судейское в 1902 году.  А еще на меня там напали две попрошайки, пришлось им скормить булочку, которая должна была стать моим ужином. Кошечка, к слову, ее даже более охотно наворачивала, чем собачка.
Ну, это мы далеко от центра ушли, а я хотела бы вас еще немного по нему поводить.
Улицы чуть поменьше, но тоже очень яркие и примечательные это Пушкина и Гоголя.
Гоголя совсем маленькая, всего 340 метров, с нее и начнем. Когда-то она называлась Мало-Сумская.
Она примечательна тем, что на ней, как я уже говорила, первыми селиться стали иностранные ремесленники, многие из них были католиками, и понятное дело, довольно быстро им понадобился свой храм. Первый католический костел был построен еще в 1831 году, он был чуть в стороне от нынешнего. К слову, лютеранская кирха здесь тоже была. Я так понимаю, что стал костел со временем тесен, и в 1892 неподалеку возвели еще один – вот этот, собор Успения Девы Марии. Автор проекта архитектор Михайловский. Черты псевдо-готики, как видите.

Снаружи я его хорошо рассмотрела, а внутрь не попала, а стоило бы – очень симпатично выглядит на фотках. До самой Второй мировой римско-католический костел действовал, его закрыли в 1940, при немцах опять открыли, а после войны закрыли уже надолго, здание отдали под какую-то фигню, произвели внутреннюю реконструкцию и разделили его на два этажа. Верующих пустили обратно только в 90-х. Очень неожиданная постройка для Харькова, не все гости города о ней знают. Рядом располагается резиденция Харьковско-Запорожского епископа.
В советское время на Гоголя кирху снесли, и вообще старую застройку заметно проредили, но кое-что осталось. Есть парочка эффектных зданий в стиле модерн. Номер 9б – бывший особняк Уткина, построенный в 1908 году архитектором Бабкиным – небольшой, изящный, изыскано декорированный. И есть еще один прелестный модерновый дом с ромашками или календулами, не знаю, на Гоголя 1, он принадлежит сейчас Альфа-банку, поэтому пристойно отреставрирован.
Дом 11 на Гоголя – тоже модерн, но уже попафоснее, покрупнее – это доходный дом все того же домовладельца Михаила Уткина, построенный в 1913 году.
Странно, но на улице Гоголя находится русский драматический театр имени Пушкина, по идее он должен бы быть на соседней улице Пушкина.
А еще в магазине «Поэзия» на Гоголя 2а когда-то работал никому еще в то время не известный Эдуард Лимонов (он же Савенко), он жил в Харькове 20 лет – с 1947 по 67, с четырех до 24 лет.

Пушкинская – одна из самых длинных улиц Харькова – 5,5 км. Здесь находится много очень интересных построек, мы осмотрим только некоторые из них.
Одно из зданий, которое мне бросалось в глаза еще тогда, когда я еще не была так повернута на архитектуре – это здание треста «Донуголь», построенное в 1925 году. Если вы хоть чуть-чуть разбираетесь в модерне, вы сразу узнаете этот прием – фланкирование фасадов скульптурными фигурами двух воинов-защитников (рыцарей там всяких и т.д.) – это можно видеть на домах во Львове или Праге например. Здесь у нас полукубистические шахтеры (их, кстати, Кавалеридзе делал). Но какой модерн?! Это 25 год, Харьков вовсю застраивается конструктивизмом. Вот этим дом и интересен – это своеобразный синтез конструктивизма и модерна, а еще можно сказать, что архитекторы Носсалевич и Ломаев тоже опередили свое время и возвели постройку в стиле ар-деко, этот стиль стал популярен только к концу 20-х и в Советах вообще был не особо распространился.

Следующий дом, под номером 7, был построен в стиле модерн как доходный дом доктора Арье, на первом этаже размещалась его клиника – женская лечебница с родильными палатами. Напротив у нас синагога, мы ее уже видели, следуем дальше.
Безусловно, самый примечательный на Пушкинской – это "Пряничный домик" под номером 19, самое яркое и красивое здание в стиле модерн в Харькове (по моему скромному мнению, конечно). Это роскошная ранняя работа Александра Гинзбурга, дом возведен в 1907 году, его невозможно не заметить из-за причудливой формы и изощренного декора. На первом этаже, где сейчас магазин «Олко», располагались молочная лавка и пивная. Во время реставрации были раскрыты фресковые вывески этих заведений, они сохранились до наших дней. Одно время в здании располагалось фармацевтическое общество, которое дало начало знаменитому на всю Украину Фарм Институту.

Очень интересный следующий перекресток, с переулком Мечникова. Дом №14 построил А.Н. Бекетов в 1912 году для Харьковского медицинского общества (ХМО). На этом месте уже существовала клиника, нужно было ее сохранить, встроив в новую постройку. Помимо этого вызова для архитектора, Бекетов должен был в проекте учесть предназначение постройки – медицинское и рационально разместить кабинеты, лаборатории, бактериологический музей, библиотеку и т.д. Архитектор с этим с успехом справился. Сейчас в величавой постройке располагается основанный в 1889 году научно-исследовательский институт микробиологии и иммунологии им. И.И. Мечникова. Имеется здесь и памятник ученому.
Одно из угловых зданий, полукруглое – общежитие автотранспортного техникума, это похоже на сдержанный такой конструктивизм, но построен дом в 1952м.
Проходя через площадь Поэзии, обратите внимание на здание, которое стоит на углу с переулком Марьяненко, в нем сейчас супермаркет «АТБ». На вид ничего особенного, но надо понимать, что постройка эта датируется 1787 годом, то есть ей более 230 лет! Это были провиантские склады, т.е. незначительно предназначение изменилось.
Неподалеку находится заведение «Корица», очень рекомендую. Здесь можно относительно недорого, но очень неплохо пообедать, и можно купить свежих фруктов и орехов. Откуда я знаю – да рядом совсем бывшая улица Чубаря, ныне Садовая, где я много раз жила в отеле «Рейкарц». К слову, по Садовой тоже можете пройтись – очень колоритная улочка. Здесь располагается чудесный особняк, который сейчас почти в руинах, он был построен в 1890х годах и принадлежал врачу-отоларингологу Степану Гавриловичу Сурукчи.

У него лечил голосовые связки знаменитый оперный бас Федор Шаляпин, это стало началом многолетней дружбы врача и певца. Шаляпин каждый раз обязательно останавливался в доме своего друга, когда приезжал в Харьков, в этом самом доме.

Еще неподалеку стоят руины некогда прекрасного модернового здания. После пожара на крыше жильцов отселили и вот уже не один год постройка постепенно разрушается, и до нее никому нет дела.
Но мы возвращаемся на Пушкинскую и идем дальше.  Особняк под номером №27 принадлежал хирургу с говорящей фамилией Подрез. Доктор завещал его Харьковскому университету. Сейчас это корпус Национального фармацевтического университета. Основное здание университета – Пушкинская 53. Пока при нескольких университетах Украины не открылись кафедры фармакологии, это было едва ли не единственное место, где выпускали дипломированных провизоров. А построено модерновое здание в 1911 г. как доходный дом.
Дом №29 построен архитектором Стрижевским для присяжного поверенного Якова Станиславского в 1881 году. В советское время здесь была типография «Коммунист».
Пушкинская, 38 – доходный дом, построенный в 1908 году; предполагают, он принадлежал графу-гофместеру Василию Алексеевичу Капнисту. Совершенно потрясающий модерн в очень неплохом состоянии.
 Дом в стиле северного модерна по Пушкинской 57 (проект Пискунова) когда-то был частным особняком купца Жмудского, потом он принадлежал детской больнице №23. Немного по стилю напоминает киевский «Дом плачущей вдовы», в темноте выглядит немного зловеще.
Еще очень красивый дом 66а, где сейчас французская булочная. Когда-то это был доходный дом Васильева, построенный архитектором Саниным в 1908 году. Жалко, было уже темно, в кадре плохо дом видно.
Дальше не пойдем, хотя, поверьте мне, кое-что интересное есть и дальше по Пушкинской. Будете в Харькове, обязательно прогуляйтесь.
Боже, как же хочется подольше побродить по всем этим старым узеньким улицам – по Чернышевской, Ярослава Мудрого,  Скрипника – это настоящий оазис образцов провинциальной застройки, местами уже основательно потрепанный, но все-таки хранящей дух старого Харькова. Каждый особняк и бывший доходный дом хочется рассматривать долго, с чувством, толком, расстановкой, любоваться декором, заходить во дворы, но у нас, к сожалению, мало времени.
Единственная улица, на которую обязательно нужно заглянуть – это улица Дарвина, там, где сейчас студенческая поликлиника. Вот уже если и давать статус наследия ЮНЕСКО, так это улице Дарвина, только отреставрировать все как следует. Она соседствует с упомянутой Куликовской и называлась когда-то Садово-Куликовской. Весь этот участок земли когда-то принадлежал полковнику Куликовскому. Именно сюда после краха и самоубийства тестя переехал Алексей Бекетов и построил здесь для себя сначала дом 17, но жить в нем не стал, построил другой дом, 37, в нем он и поселился. В нем до сих пор живет его праправнучка.
В начале улицы, на Дарвина, 4 расположен небольшой дом купца Молдавского, построенный архит. А. Ржепишевским, в 1915 г. Здесь располагалось 4 квартиры, в одной из них, как я понимаю, жил сам хозяин. Дом модерновый с чертами историзма, античные заимствования очевидны.
Девятый дом - бывший особняк купца Рыжова (сейчас Дом архитектора), построен в 1912 году в эклектическом стиле неоренессанса. Автор – арх. Величко. Очень неплохо сохранился, говорят и интерьеры остались. В нише под эркером можно рассмотреть скульптуру льва.

Очень интересный дом 11, стиль северный модерн, неместная такая архитектура, да и парень здесь жил неместный – дом был построен в 1910 году, как особняк английского вице-консула Чарлза Блеки. Сейчас здесь Дом художника.
В вычурном мавританском стиле выстроен дом №13, его Бекетов создал для своего шурина, биолога Дмитрия Алчевского, позднее расстрелянного большевиками в 1920-м.

Дарвина 15 – довольно большой дом, бывший доходный дом упомянутого купца Молдавского, жившего в доме 4. Этот тоже построен Ржепишевским в 1912 году в похожем стиле – модерн, навеянный античностью.
Дом 21 – скромный классический домик врача Писнячевского, построен Бекетовым в 1903.
Дом 23 – тоже детище Бекетова, построен в 1901 году для купца Маркова, хозяина мукомольного и маслобойного заводов. Сейчас постройка ремонтируется.
Дом 25 – один из самых старых на улице, но недавно отреставрирован, после чего на фасаде появился ангел. Построил его архитектор А.А. Томсон в 1887 г. для некой мадам Зубовской.

Дом 27 тоже построил Томсон в конце 19 века, он принадлежал профессору Александру Коваленко.
Следующий дом, ранее 29, сейчас почему-то 27а - модерн, тоже есть что-то от немецкой народной архитектуры. Построен в 1914 г. Ржепишевским. Здесь жил театральный деятель и режиссёр Николай Николаевич Синельников. Очень необычная архитектура, словно мы в маленьком немецком городке.

31-й дом в 1901 году построил для себя профессор архитектуры Величко в стиле неоготики.
Дом №35. Построен в 1913 году по проекту архитектора Компанийца. Это модерн, стилизация под шале, тоже что-то западное чувствуется.
Вообще глядя на перспективу улицы, уходящей вдаль, не покидает ощущение, что это заграница – Прибалтика какая-то или Германия. Но потом в поле зрения попадает щербатый асфальт и облупленные фасады, и понимаешь – да нет, я дома.
Еще пару интересных домов можно найти на выходящем на Дарвина Куликовском спуске. Смотрите, какие прекрасные кариатиды на бывшем доходном доме Олимпиады Воскресенской на Куликовском, 16. Сейчас дом принадлежит университету городского хозяйства, а до революции здесь жили профессора и высокие чиновники. Соседний, 18 дом в стиле модерн, недавно отреставрировали.

7й дом принадлежал горнопромышленнику-прибалту Николаю фон Дитмеру, у него в Харькове было 2 машиностроительных завода. На одном доме вот сохранились такие вот окна роскошные. Очень приятный этот Куликовский спуск.
Очень мне понравился дом-замок на улице Куликовской, построенный в стиле северного модерна. Он сильно обшарпанный, но это придает ему особый мрачный колорит. Это бывший особняк, построенный Гинзбургом, кажется, для табачного фабриканта Пейсаха Бураса, сейчас здесь дом технического творчества.
Если закрывать тему Харьковского модерна, следует вспомнить еще один дом, судя по фотографиям, совершенно изумительный – построен он в 1912 для Харьковского художественного училища. Стиль – очень редкий для Харькова – украинский модерн. Построили его архитекторы Пискунов и Жуков. Я, к сожалению, его пока не видела, но обязательно посмотрю, когда будет возможность.
Все, что я вам рассказывала до этого – это все только из приличия. На самом деле я дрожу от нетерпения, чтобы поскорее показать вам настоящий шикардос – Харьковский конструктивизм, то, что мы еще не рассмотрели как следует, ведь многое мы уже видели. Его здесь так много, потому что расцвет этого стиля пришелся как раз на тот период, когда Харьков был столицей Украины и в строительство в городе вкладывалось много средств.
Начнем с шедевра архитектуры – комплекса «Госпрома», построенный в 1928 году на нынешней площади Свободы. Если вам лень чесать сюда пешком, можно доехать на метро – есть такая станция «Госпром», я вот харьковским метрополитеном прокатилась не раз, вполне ничего.

Зданием Госпром назвать не поворачивается язык – через него проходят две улицы. Высота постройки - 108 метров с учетом 45-метровой телевышки. Здесь 12 лифтов, 7 из которых ни разу не меняли. На строительство железобетонного гиганта ушло больше 1000 вагонов цемента, почти 4 тысячи вагонов гранита и 40 тысяч квадратных метров стекла. Проект разработан группой авторов во главе с Сергеем Серафимовым. Построили все за три года. На постоянной работе трудилось 1405 человек, а еще 1000 сезонников. Но это не постоянная цифра, при авралах нагоняли до 15 000 человек. Отапливалось здание из подвала, где установлены котлы, которые топили углем, в подвалах была проложена узкоколейка, по которой ездили вагонетки с углем. В 60-х было установлено паровое отопление. В построенном Госпроме разместились такие организации, как Совнарком, Госторг, Внешторг, Госплан, "Сахартрест", Промбанк, "Югсталь", "Химуголь", "Металосиндикат", а также клуб, библиотека и собственная телефонная станция. Сейчас в Госпроме 120 арендаторов, почти все – бюджетные организации.

В 2018 году повторно подавали документы на присвоение Госпрому статуса объекта ЮНЕСКО, пока вопрос не решен. В первый раз, в 2004-м, кажется, не дали статус из-за того, что столярные окна заменили на стеклопакеты. Много лет назад я старалась останавливаться в гостинице «Харьков» на верхних этажах, чтобы оттуда можно было любоваться «Госпромом», но потом перед гостиницей возвели новую пристройку и обзор перекрылся. Рассмотреть как следует Госпром все же можно - можно на макете в парке миниатюр на площади Архитекторов.
Главный корпус Университета слева от Госпрома был возведен двумя годами позднее в том же стиле. Во время войны он пострадал и был несколько перестроен – на этой фотографии 44 года видно, что окна-глазницы пусты – все выбиты.

К сожалению, при реконструкции постройке придали больше «сталинской ампирности» и обложили плиткой, и здание утеряло конструктивистскую дерзость и свежесть, но все равно выглядит внушительно. Справа от Госпрома находится дом проектов, он строился одновременно с Университетом и тоже сильно пострадал в войну. Здесь от конструктивизма осталось еще меньше.
Еще одно здание в стиле конструктивизм, которое мне удалось осмотреть - ДК электромеханического завода, построенный в 1930-х годах Пушкаревым и Троценко. Это уже немного причесанный конструктивизм, с некоторым уклоном в ардеко, но все равно очень эффектный. В зале на 1800 мест выступала Клавдия Шельженко, на фасаде в честь нее установлена мемориальная доска. Еще есть малый кинозал на 500 зрителей. Во время войны постройка сильно пострадала, ее реконструировали. А рядом с ДК есть небольшой парк, в котором я увидела нечто пугающее и зловещее. Да читала я «Руслан и Людмила», знаю, что из сказки, но все равно это как-то жутковато, особенно в сумерках.

Немного похожее здание, даже более яркое – ДК «Железнодорожник». Я мимо него несколько раз проезжала на автомобиле, но нормально снять не смогла, была занята очень, так что показываю на чужих фотках. Строили его в 1927-32 годах по проекту Дмитриева. Здесь есть зал на 1500 мест и много клубных помещений. Во время войны ни один снаряд не попал в клуб, так что он сохранился в практически первозданном виде.

Еще одна постройка в стиле конструктивизма – это Главпочтамт на Привокзальной площади. Вернее, сейчас он уже не Главпочтамт, а просто отделение связи №52, а когда-то был им. Построен в 1929 году по проекту Мордвинова. Это очень чистый пример конструктивизма без всяких примесей – песнь линий и полет объемов.
Еще есть студенческое общежитие «Гигант», мы до него чуть не дошли по Пушкинской, как-нибудь после карантина сходим. Был еще клуб строителей, построенный в 1930-м, но его перестроили до неузнаваемости. Есть еще всякое, надо рыскать по городу и смотреть. Словом, здания в стиле конструктивизм разбросаны по всему Харькову, и это прекрасно!
Из более-менее современного в Харькове стоить глянуть стадион «Металлист» - гигантский такой краб на пустыре. Я там бываю пару раз в году, потому что в конференц-залах комплекса любят проводить всякие медицинские конференции.  Вообще-то первый стадион на этом месте был построен в 1925 году, и это тоже был конструктивизм. Скажу по секрету - построили его на месте старого кладбища. Во время войны комплекс был разрушен почти полостью, его перестроили. А в 2007 году сделали вот такую реконструкцию к Евро 2012. Из стареньких построек сохранился кассовый павильон – он стоит еще с конструктивистских времен – с 1926 года.
Что мы еще забыли? Да Эфроса же! Оказывается, знаменитый режиссер родился и провел детство в Харькове, папа его работал на авиазаводе. Я набрела на небольшой особнячок на улице Потебни, где установлена ему мемориальная доска.
Боже, какой длинный получился рассказ. А все потому, что я фанат Харькова. Ну, и город большой, есть о чем рассказывать. Надеюсь, я вас не уморила.
Tags: Украина, Харьков, Харьковская область, конструктивизм, модерн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment