agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Categories:

ТОП-7 лучших Львовских музеев

Часто вижу вопрос в сетях: а куда бы вы рванули на майские, если бы не карантин? У меня были вполне конкретные планы на весну, на мартовские выходные я хотела поехать в Ужгород, на майские - во Львов. Не получилось, будем ностальгировать и пересматривать картинки и видосики из прошлогодней поездки.

На моем канале новое видео:



И, традиционно, кому лень смотреть, можно почитать:
Хочу сразу предупредить, что здесь я перечисляю те музеи, которые я посетила лично, поэтому список-рейтинг далеко не полный. Я еще не была, к примеру, во Львовской картинной Галерее на Стефаника в Дворце Лозинского, здесь выставлена живопись 19-21 веков.

Также во время предыдущих своих поездок мне не хватило времени на посещение Национального музея им. Андрея Шептицкого – музей основан митрополитом Шептицким, который сам был коллекционером, организовал и содержал этот музей и отдал сюда более 10 000 предметов, в основном иконы и предметы культа. Позднее музей пополнился многочисленными образцами живописи, сейчас у музея целых два отдела в разных концах города.

Также мне хотелось бы посетить Арсенал, здесь я тоже еще не была. А вот музей барочной скульптуры (или музей Пинзеля) мне посчастливилось посетить но не во Львове, а на выезде, причем дважды с перерывом более 10 лет – чудесные деревянные скульптуры работы Иоганна Пинзеля с выставками привозили в Киев.

Но давайте же перейдем к рейтингу.

7-место

На 7 месте у нас самый необычный музей Львова – Лычаковское кладбище. Почему аж 7-е место? Потому что кладбище. А вообще, места в рейтинге очень условные, просто зрители любят видео со всякими рейтингами, а мне по-своему очень понравился каждый из музеев.



Наверное, Лычаковское кладбище - это единственный такого рода музей в Украине, куда даже продают билеты и водят экскурсии, и ночные в том числе.

Лычаковское кладбище начиналось как католическое, хотя здесь есть могилы представителей и других христианских конфессий самых разных национальностей. Официальная дата открытия – 1786 год, но на кладбище имеются перенесенные сюда более старые надгробия, самое старое, армянское, датируется 1675. Кладбище было основано после приказа австрийских властей закрыть все кладбища вокруг церквей в черте города.



Кладбище разбито на 86 полей-участков общей площадью 40 га, здесь размещены более 300 тыс. захоронений, из них - 2000 гробниц, которые по-польски называются гробОвьец. Вообще захоронений за годы существования кладбища было осуществлено более 350 тысяч, просто по правилам если за заброшенной могилой 25 лет никто не ухаживал, ее ликвидировали, а каменное надгробие перемалывали в специальной камнеломке, полученная масса шла на строительство и ремонт кладбищенской ограды.

Некоторые склепы представляют собой довольно простые каменные ящики-саркофаги (в часть семейных гробниц, как я поняла, до сих пор подхоранивают), а есть архитектурные формы покрупнее – целые мавзолеи и часовни, больше похожие на небольшие церквушки.

Лычаковский некрополь - настоящий музей погребальной скульптуры - на могилах установлено около 500 скульптур и рельефов, многие из которых – настоящие произведения искусства. Самая посещаемая могила с немного пафосной скульптурой Каменьяра – погребение Ивана Франко. Сложно застать его без экскурсионной группы, здесь постоянно толпятся зрители. Также популярна могила всемирно известной оперной дивы Соломеи Крушельницкой с эффектной статуей Орфея.



Самая красивая и романтичная могила – погребение молодой женщины, которую называют «Спящей красавицей», это Йозефа Регина Марковская. Скульптуру заказал ее вдовец своему родственнику знаменитому польскому скульптору Юлиану Марковскому. Скульптура получилась настолько удачная и красивая, что не могло не возникнуть множество кривотолков.



Поговаривали, что сам скульптор был влюблен в красавицу и сам оплакивал ее смерть. К слову, в головах скульптуры когда еще была фигура ангела, но при Советах она пропала таинственным образом. Зато на кладбище есть еще один ангел работы Марковского, тоже прекрасный.

Итак 6 место – музей писанки в бывшем женском бенедиктинском монастыре 16 века.

Рассказ о монастыре и много фото писанок -  ЗДЕСЬ.

О храмах и монастырях разных конфессий во Львове - ЗДЕСЬ.

Комплекс построек сооружен в 16 веке, в середине 18 после пожара сильно перестроен. Главная постройка монастыря – массивное здание костела, особую живописность которому придает изящная ренессансная корона-аттик на башне. При советах монастырь был закрыт, а в 1993 году комплекс построек вернули монахиням, на этот раз – Свято-Покровского монастыря Студийского устава Украинской греко-католической церкви.

В иконной лавке располагается музей украинской писанки. Здесь собрано несколько тысяч писанок, подаренных монастырю монахиней Дарией, большую часть жизни прожившей за границей.



Дария Дубляница родилась в 1927. Большую часть жизни она прожила за границей (в Англии, Канаде, Германии). В молодости вместе со своими сестрами организовала песенное трио украинской песни и активно концертировала много лет. В возрасте 41 года Дария постриглась в монастырь. Дария создавала свою коллекцию всю жизнь, она сама занималась пысанкарством. Она изучала и расписывала писанки, воссоздавая стиль самых разных регионов Украины и разрабатывая собственные орнаменты по мотивам народных. Дария умерлав 1993, свою коллекцию она завещала передать на родину, в Украину.

Здесь собраны образцы писанок из всех регионов Украины, среди них много авторских работ самой сестры Дарии.
Если будете в тех краях, обязательно зайдите! Монастырь находится под Высоким Замком, на ул.Вечевой, 2, не каждый львовянин знает о чудесном музее писанки, и не каждый покажет вам дорогу.

А мы продолжаем.

5 место - музей Украинской народной архитектуры и быта Шевченковский Гай.

Музеев народной архитектуры и быта под открытым небом у нас на территории страны 5. Львовский Шевченковский Гай – один из них, он второй по величине после Киевского Пирогово – его площадь 84 Га, собственно музейная экспозиция – 36 Га, Пирогово – больше 130 Га.



Хоть официальная дата открытия 1971 год (музей мой ровесник), первый вклад в его экспозицию был сделан в 1920-м, когда в селе Крывка на Бойкивщине селяне решили разобрать 260-летнюю деревянную церковь Святого Николая, чтобы на ее месте поставить новую. Украинский искусствовед Михаил Драган вместе с митрополитом Андреем Шептицким уговорили их не делать этого. По их инициативе церковь разобрали, перевезли во Львов и собрали вновь, и она еще некоторое время не была музейным экспонатом, просто была действующей церковью.

Работы над созданием музея начались в 1966м, церковь святого Николая стала первым экспонатом, при этом здесь до сих пор проводятся службы.

Ныне экспозиция музея насчитывает 124 памятника архитектуры, 6 из них – деревянные церкви. Также здесь есть кузница, школа , лесопилка , сукновальня , водяная мельница и мельница ветряная. Также есть пасеки и источник среди камней с небольшой часовенкой. Водяная мельница прекрасна, она словно сошла с картинки-иллюстрации к сказке и до сих пор работает скрепя и медленно поворачивая колесо. Очень мне понравилась сельская школа, с воссозданными жилыми комнатами учителя при ней.



Западноукраинский деревянные церкви – это нечто, если вы бывалив Карпатах, знаете, что до сих пор во многих селах сохранились подобные – некоторым по 200-300 лет. Здесь же они собраны вместе и поражают воображение своей взвешенной гармонией и аутентичной красотой.

Территория разделена на 6 географических зон, обустроенных, как небольшие села - «Бойковщина», «Лемковщина», «Гуцульщина», «Буковина», «Подолье» и «Львовщина», всего 54 усадьбы. Есть постройки, доступные для осмотров интерьеров, здесь экспонируется более 20 000 предметов народного быта из разных регионов. Большинство построек – аутентичные, превезенные из настоящих сел, в них когда-то десятилетьями жили реальные семьи. Самый старый экспонат - крестьянский дом 1749.

Мне очень нравится Шевченковский Гай, потому что он расположен на холмах с воссозданным карпатским лесом, временами создается полная иллюзия, что вы находитесь где-то на Буковине. Местами вам придется пробираться настоящими гуцульскими тропами, прогулка по крутым склонам холмов – это не для слабаков. А еще мне очень нравится обустроенное озерцо с лебедями – мне такого не хватает в Пирогово, у нас озерца на территории больше на болотца смахивают.



Я здесь была 8 марта, львовяне были явно заняты другими делами, так что в Гаю было очень мало посетителей, что тоже сильно отличает от киевского скансена – там всегда толпы туристов. Когда я через год пересматривала отснятый материал, живо вспомнилось та приятная атмосфера, которая здесь царит – древние хаты, тихий лес, пение птиц… И очень дружелюбные и общительные служители – в каждой хате, где есть экспозиция, вас подолгу не будут отпускать и расскажут много интересного.

Вы здесь сможете посмотреть, как устроена грАжда – гуцульское хозяйство середины 19 века, представляющее собой замкнутый квадратный двор, привезли его из села Крыворивня Буковинского района Франковской области. Увидите типичную буковинскую церковь, эта, Троицкая, построена в 1774 году, ее привезли из Черновцов, она стояла на Клокучке, я о ней рассказывала в видео о Черновцах. Или вот бойковская Михайловская церковь из села Тысовец 1889 года постройки - весьма живописная.

Так что обязательно посетите этот музей под открытым небом, о нем знают не многие туристы, а место стоящее. Находится это чуть в стороне от центра, в ландшафном парке ЗнесИння, в местности Кайзервальд. Я отважно пошла пешком через улицу Лысенко, оказалось далековато, я чуть устала, так что на обратном пути малодушно вызвала такси. Отснятого в парке у меня много, может когда небольшой отдельный фильмец сделаю.

4 место

Следующее 4 место в нашем рейтинге занимает Музей-аптека на Площади-Рынке по адресу Друкарская, 2.
Аптека на этом месте была основана в 1735 году военным фармацевтом Наторпом и называлась под «Под чёрным орлом». Музей интереснейший, обязательно стоит сходить. Мне всегда такие названия кажутся скучными, и я уже дважды убеждалась, что это не нужно по названию делать поспешные выводы – во Львовском музее-аптеке и в Киевском, возле Флоровского монастыря.

Осмотр начинается со старинного торгового зала, который и сейчас действует как аптека, продают тут обычные современные лекарства.

В следующем зале вы сможете рассмотреть массу занятных экспонатов, касающихся аптечного и знахарского дела – я это с детства обожала, и даже годы обучения в медине и короткий бесславный опыт врачевания не отбили у меня любовь ко всяким колбам, весам, аптечным банкам и ступкам. В этом зале когда-то была материальная комната, где хранились запасы медикаментов. Теперь здесь выставлена посуды для хранения медикаментов, старинное аптечное оборудование, старые патентованные лекарства и всякое разное другое.



В музее есть и помещение лаборатории с крошечной кухней (кокторием) и очагом, в котором производили тепловую обработку растительного сырья, например, делали отвары.

Еще можно спуститься в подвал каменицы, где темно и страшно, все как мы любим, тут когда-то в больших бочках и бутылях хранили сырье. У вас есть возможность увидеть сложную планировку помещений, это целый квест. Очень классный здесь внутренний дворик с лестницами по периметру. Когда я здесь была, шел дождик, но это придавало этому месту дополнительную живописность и таинственность.



И уж совершенно невероятен сохранившийся древний флигель 15 века, в котором воссоздана алхимическая лаборатория – мебель просто удивительная. Также есть библиотека, где хранится 3000 томов старых книг.
Обстановка здесь очень необычная, сказочная, вам наверняка понравится, так что обязательно стоит посетить, тем более это прямо на Площади Рынок, в самом центре города.

Место 3

Музей этнографии и художественного промысла на Свободы 15.

Если вы бывали во Львове на проспекте Свободы, наверняка вам бросилось в глаза красивое здание с угловой башней под куполом с эффектной скульптурной группой. Эту постройку архитектор Захаревич возвел в конце 19 века в стиле историзма для Галицкой сберегательной кассы. Женщину с факелом, возглавляющую скульптурную группу, называют «Львовской статуей Свободы», на самом деле это аллегория Бережливости, вся группа символизирует Процветание Галиции. В здании располагается один из самых интересных музеев Львова со скучным казенным названием: Музей этнографии и художественного промысла. Сразу представляются кустарные изделия крестьянских мастеров-самородков, но в экспозиции их как раз нет, здесь представлены образцы предметов городского быта.



Ранее это был Львовский промышленный музей, который был основан еще в 1870-х годах по инициативе городской интеллигенции. Ныне существующий музей создали в 1951 году, собрав в его экспозицию национализированные экспонаты некогда частных коллекций: музея им. Любомирских , музея им. Дидушицких , женской гимназии сестер Василианок , этнографического собрания Прусевича, а также Национального музея.

Очень впечатляет само здание и его интерьеры, особенно роскошно оформлен вестибюль и парадная лестница. Здесь сохранился богатый декор, лепнина, зеркала и скульптурные украшения. Скульптура девушки на входе – это Фортуна, уже известного нам Юлиана Марковского, создателя «Спящей красавицы» на Лычаковском кладбище.
В музее представлена богатая коллекция изделий городских мастеров и знаменитых европейских мануфактур. Чего тут только нет – всякие металлические штуки – старинные замки и ключи, чеканки, пояса, керамика, эмали, совершенно потрясающая коллекция старинной мебели от 15 до 19 века.



Особенно меня впечатлила особая местная мебель, встречающаяся сразу в нескольких музеях – из очень темного дерева, с белой инкрустацией. Дивная совершенно коллекция фарфора, включая английскую посуду фабрики Д. Веджвуда "Этрурия" – невозможно оторваться просто, я залипла на полчаса. Думала, подобные вещицы только в Дрездене в музее фарфора есть, ан нет, у нас на родине, в Украине, в 5 часах езды от Киева буквально. Это все на первом этаже.

На втором – самое крупное в Украине собрание старинных часов (в коллекции музея их около 450) – деревянных, бронзовых, фарфоровых, есть даже часы, инкрустированные черепашьим панцирем. Часы собраны со всей Европы - настольные, напольные, настенные, и даже часы-картины – я такого раньше вообще не видела.
В другом зале расположены образцы изделий эпохи модерна – это вообще отвал башки, просто пещера Алибабы! Я в музее была с коллегой, она меня еле оттуда вытащила, о моей истерической любви ко всему модерновому вы уже знаете, если смотрели мои другие видео.



Львов – это вообще один из эпицентров европейского модерна, хоть и относительно небольшой, здесь по австрийскому образцу его называли сецессией. И вот целая куча всей этой сецессии собрана в одном месте. Представляете, какая красота?! Еще в одном зале богатая коллекция музыкальных инструментов, например, есть здесь пианофорте 1791 г. Имеется в музее то, чего я в других не встречала – музыкальный автомат, демонстрирующий, как звучит каждый из выставленных инструментов!

Место 2

Львовская галерея искусств, Музей европейского искусства во Дворце Потоцких.

У меня про него есть ЗДЕСЬ.

Само здание музея – отдельный его экспонат — это выразительный образец архитектуры историзма, стилизация под французский ренессанс. Его и спроектировал француз, Луи Даверень по заказу наместника королевства Галиции и Лодомерии графа Альфреда II Юзефа Потоцкого. Строительство длилось с 1888 по 1890 год.

Коллекция Львовской галерея искусств ранее выставлялась в других зданиях, галерея создана еще в 1907 г. Основой собрания стала приобретенная городом коллекция сахарозаводчика Ивана Яковлевича из трех тысяч экспонатов. Сейчас их общая численность достигает свыше пятидесяти тысяч единиц хранения. Во дворце Потоцких галерея разместилась совсем недавно. После Второй мировой войны здесь располагался Институт геологии и ископаемых ресурсов, можете себе представить? Самое ему тут место. А потом тут был ЗАГС, это еще куда ни шло. К слову, здесь за все время поженились 130 000 пар! Такое вот бракодельное место.



В 2002 году Львовской галерее искусств передали в пользование великолепный дворец Потоцких, через пять лет, после реставрации музей был открыт. Теперь в здании представлено собрание предметов европейского искусства XIV-XVIII веков. Как я уже говорила, другая часть полотен расположена во дворце Лозинского на Стефаника, там более поздние произведения.

Интерьеры дворца на первом этаже более репрезентативные, пышные, они выполнены в стиле короля Людовика XVI. Сохранился декор нескольких залов - Красный, Зеркальный, Голубой, Кабинет Ордината. Они оформлены искусственным мрамором, украшены позолотой, лепниной, зеркалами. Очень эффектно выглядят мраморные камины, украшенные золоченой бронзой. Стены обтянуты шелком.

Экспозиция Львовской галереи искусств развернута на втором этаже, здесь интерьеры менее парадные. Ее открывает зал античного искусства. Далее представлено европейское искусство XIV-XVIII вв., имеются выдающиеся шедевры, есть работы Рубенса и удивительной Софонисбы Ангистоллы. Помимо постоянной экспозиции здесь проводятся и выставки. Мне, например, повезло попасть на выставку Пасхальной керамики в Голубом заде – я была во Львове вскоре после Пасхи. Довелось посмотреть всякие необычные декоративные штуковины и пасхальные украшения работы современных местных мастеров.




А на втором этаже в это же время проходила выставка Ориентального искусства – неожиданная и чудесная такая эклектика – изысканные восточные штуковины неясного предназначения в интерьерах французского рококо.
Во дворце иногда проводят официальные приемы, конференции, презентации, камерные концерты. Чаще всего для концертов используют Зеркальный зал, как я понимаю, именно здесь молодоженов в свое время и расписывали.
Дворец Потоцких - очень красивое место, я с удовольствием посещала его уже неоднократно – любуюсь интерьерами и мебелью и с удовольствием рассматриваю картины.

1 место

Про Площадь рынок и все дома на нем у меня есть очень подробный рассказ ЗДЕСЬ.

Лидером у нас стал комплекс Львовского исторического музея на Площади Рынок. И не только по качеству, но и по количеству. Сюда входит сразу несколько музеев в отдельных домах-каменицах, каждый из которых заслуживает отдельной оценки, но тогда рейтинг бы наш был бы очень длинный.



Итак, начнем с самого скромного по интерьерам – музей этнографии и народного быта, который находится во Дворце Любомирских по адресу Площадь Рынок 10. Здесь из убранства сохранились только керамические камины.
Дом очень старый, построен в 1695 на фундаментах и остатках первого этажа готических построек (точнее – объединили целых 7 небольших домов) – сохранились стрельчатые своды и готические подвалы. В 18 веке его приобрел и перестроил в барочном стиле известный польский магнат Станислав Любомирский. Здесь разместилось известное львовское заведение: стильная кофейня «Копальня» («шахта»). Музей этнографии и народного быта, который находится на втором этаже, совсем не знаменит и мало посещаем. Я бродила по комнатам одна, кроме меня по комнатам слонялась только пара немцев.



В музее можно увидеть образцы национальной одежды разных регионов Западной Украины, деревянную и керамическую посуду, мебель и даже восстановленные фрагменты интерьеров, макеты зданий и церквей и многое другое, что я очень люблю.

Еще один музей на Площади Рынок располагается в каменице №24, это отдел средневековья и археологии.



Здешний музей тоже интересный, начиная с его внутреннего устройства – тут тоже есть внутренняя площадка (на дворик она не тянет), вокруг которой по периметру расположены галереи и лестничные пролеты. В музее экспонируются разные необычные вещицы, например, металлический лев со шпиля средневековой ратуши. На нескольких этажах размещаются экспонаты, посвященные общественной жизни в средневековом Львове – можно узнать, какие здесь были цеха, как была организована городская власть, самооборона и т.д.
Особенно заметный экспонат – большая, во всю стену панорама Львова 18 века работы художников Яновского и Розвадовского.

Еще один из филиалов исторического музея – Палаццо Бандинелли, располагается в крупной угловой каменице№2. И хоть назывался он долгое время итальянским словом «палаццо», но первый дом здесь построил немец – аптекарь Иероним Виттенберг, итальянцы поселились позднее. Подробно я рассказываю историю каменицы в видео «Львов. Площадь Рынок».

В музее вы можете увидеть частично сохранившиеся и восстановленные интерьеры 17-18 веков, и самое главное украшение – ажурную каменную резьбу оконных проемов – дивный ренессанс! Вот это уже точно ренессанс, а не пародирующий его историзм и не эклектика. Здесь комнаты переходили одна в другую, это называется анфилада, во многих каменицах был внутренний дворик – в палаццо Бандинелли он тоже есть, небольшой правда, с винтовой лестницей – это скорее широкий лестничный пролет.



На первом этаже – восстановленные старинные интерьеры, мебель, картины. На втором – экспозиция серебра, посуды, фарфоровых статуэток и часов, на третьем – чудесные отреставрированные портреты.

Если вас интересуют старинные подвалы, (и вы, конечно, уже побывали в подвалах иезуитского монастыря – они по-настоящему крутые) можете заглянуть в музей стекла – это как раз в подвале дворца Бандинелли, вход с торца здания. Музей небольшой, но сделанный добротно и экспозиция интересная. Тут можно и с экспонатами симпатичными ознакомиться, и осмотреть старинные своды подземелий дворца.

Каменица №6 тоже очень знаменита, это Дворец Корнякта. Когда-то это было самое крупное жилое здание в городе. Купец Константин Корнякт был православным уроженцем острова Крит, города Ретимно. По его заказу в 1570-80-х годах архитектор Петр Барбон построил этот дом. Известно крупнейшее пожертвование Корнякта городу и Успенскому православному братству – на деньги купца построена прелестная Трехсвятительская часовня Успенской церкви и огромная дозорная башня-колокольня Корнякта, высочайшее в свое время сооружение в городе.

Каменица Корнякта перестроена из объединенных в одну двух более старых построек. Дополнительный бонус - трехъярусные галереи с аркадами вокруг довольно большого внутреннего двора, соединяющего главное здание с флигелем позади него – сейчас это называют Итальянским двориком. Колонны нижних аркады более массивные, самые верхние - совсем тонкие, это визуально облегчает конструкцию. Это популярный туристический объект и место обязательных фотосессий. Вы непременно встретите уцепившихся за балюстраду бойцов Инстраграма в немыслимых позах раскоряки.

Во второй половине 17 века дом приобрёл не кто-нибудь, а сам король Ян Собеский, здесь была его резиденция на случай посещения Львова.



Затем дом несколько раз перепродавали, и в 19 веке было решено открыть здесь музей Яна Собеского – Королевские залы. Внутреннее убранство по стилю принадлежат времени создания музея, а не эпохе Собеского, зато это то, чего практически нет больше нигде в Украине – прекрасно сохранившиеся интерьеры эпохи классицизма.
Залов всего четыре, но бродить здесь можно бесконечно, настолько это красиво! Музей называется «Королевские залы и музей исторических драгоценностей», но как раз собственно драгоценностей здесь немного, зато много разного другого – всякие красивые старинные предметы быта и безделушки. Особенно хороша мебель.



Еще один филиал исторического музея на Площади Рынок, дом под номером 4 - знаменитая Черная каменица, здесь располагается Отдел «Музей истории Львова». На момент моего визита во Львов она была спрятана за маскирующей завесой – шла реставрация.

Так что езжайте во Львов, как только закончиться карантин. Ведь теперь вы знаете, что в этом дивном городе можно не только объедаться всякой вкуснятиной и пить пивко и кофе, но и по музеям прошвырнуться не лишне! Подписывайтесь на мой канал, жмите на колокольчик, чтобы получать уведомления и ставьте лайки! Всем пока! Люблю, целую, Лена.

Tags: Львов, Львовская область, Украина, видео, музеи, скансен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments