agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Category:

Мемлингомания. Крупные мелочи (2я редакция)


Ханс Мемлинг "Страсти Господни". 1470. Турин. Галерея Сабауда

Как ни странно, я реанимировала свой видео-канал о Северном Ренессансе. Сделала видео о Мемлинге, вот ссылка:



Кому лень смотреть, даю почитать, такой пост у меня уже есть, я его делала 5 лет назад, но он довольно краткий. Здесь "режиссерская" версия:


Все привет! С перерывом в несколько лет я продолжаю свой рассказ о Мемлинге. Сегодня мы познакомимся с вами с большими многокомплозиционными картинами «Страсти Господни» и «Радости Марии». Мы увидим, чир на картинах отображено несколько событий одновременно, так что современные комиксы в этом плне – отнюдь не инновация. Картины интересны не только с художественной точки зрения, Мемлинг разместил на них огромное количество деталей и символов, их очень занятно рассматривать, и тут экран монитора нам очень поможет, потому что так детально рассмотреть все нюансы на реальной картине в галерее вряд ли получится.

Одновременные изображения разных эпизодов жития на одной картине мы уже видели на "Алтаре святых Иоаннов (смотрите предыдущий фильм) — это элементы старинной, еще готической иконографии, но чтобы на этом была построена вся картина, сама суть композиции - гармонично скомпонованные и собранные воедино разные фрагменты одной истории, это, кажется, именно Мемлинг и придумал. Не знаю, писал кто-то еще до Мемлинга такие сложные работы - многофигурные и "многокомпозиционные", но точно знаю, что после него подобные картины стали писать как минимум двое - Босх и Брейгель, это вот «Сад земных наслаждений» Босха, а это – «Нидерландские пословицы» Брейгеля. К слову – первого я терпеть не могу, а второй мне вполне нравится, хоть цель их живописи была одна – нравоучение и насмешка над человеческими пороками, но у Брейгеля эта насмешка юморная и добродушная, а у Босха – это злой сарказм и стращание, а я этого не люблю, но это, конечно, имхо.

Я уже рассказывала Вам в прежних своих фильмах, о такой особенности средневекового религиозного сознания – все божественные события происходят в Мире Горнем (где-то в параллельной божественной реальности) одновременно и прямо в данный момент времени, они словно впечатались в единый момент и поток времени течет сквозь них, события наложились одно на другое, происходят бесконечно и одновременно. Нам, смертным не дано понять, как это, мы не мыслим события вне времени и пространства, так что нам предлагается просто это принять.

Вообще в христианские времена представления о времени сильно отличались от античных – в античности считалось, что время идет по кругу, у христиан время линейное и бесконечное. Также существовало отличие в восприятии пространства и реальности. Поэтому античная эстетика, античное искусство, и не только изобразительное, очень натуралистичны – оно изображает чувственно воспринимаемый мир, поэтому античные боги такие телесные, мясистые, а средневековое искусство – искусство возвышенное, неосязаемое, это искусство символа.

Поэтому во времена Мемлинга вполне допустимо было вот такое изображение фантастических событий – на одном изобразительном поле (хочется сказать – полотне, но мы понимаем, что это не полотно, а доска, а точнее – панель из балтийского дуба), на одном поле изображена пара десятков сцен, которые в евангелии описаны, как последовательные, здесь же хронология композиционно соблюдается, но не особенно строго.

Некоторые исследователи предполагают, Мемлинга могло вдохновить театральное искусство того времени. Тогда были популярны так называемые мистерии, которые горожане устраивали во время больших религиозных праздников, особенно во время Пасхи. На разных площадях города воссоздавались сцены из Писания, в нашем случае – из Страстей. Сцены органично вписывались в городское пространство, и северно-европейские города во время таких празднеств должны были символизировать Иерусалим. Мистерии ставили на площадях, улицах, а иногда и за пределами города, когда речь шла, например, о Въезде в Иерусалим, Распятии или Несении креста.

Если присмотреться, город на картине Мемлинга хоть и немного фантастический, явно выдуманный художником, но все же угадываются многие элементы современной художнику нидерландской архитектуры. Он просто добавил вычурные башенки и зубцы к уютным бюргерским жилищам и храмам. Так Мемлинг представлял себе Иерусалим, в котором происходили легендарные события, но мы должны понимать, что художник не ставил себе задачу с документальной точностью воссоздать портрет реального Иерусалима, современного Христу, он должен был изобразить Иерусалим Небесный, в котором одновременно происходят все вот эти события – то, что я уже говорила ранее. Ну, и вот так он себе его представлял.

Вообще, что такое «Страсти Христовы»? Это канонически описанная череда событий, предшествующая и сопровождающая Крестную Смерть Иисуса. В четырех Евангелиях описано все до мелочей, задокументировано, так сказать, событий насчитывается 19, 20-е – это уже Воскресение. Со временем все обросло дополнительными легендами и апокрифическими событиями, мы же будем рассматривать то, что изображено у Мемлинга – события евангелистские. Мемлинг очень аккуратно изображает все 19 сцен страстей, Воскресенье, а также он добавляет три сцены явлений Христа уже после Воскресения.

Картина небольшая, 56,7 × 92,2 см, то есть около полметра на метр, так что она вряд ли была предназначена для главного запрестольного алтаря большого храма. Скорее всего она стояла в небольшой часовне. Считается, что Мемлинг создал ее для часовни Портинари в церкви Святого Иакова в Брюгге. Написана была картина примерно в 1470-м году. Чтобы вы понимали, как эта дата относится с другими историческими событиями, сообщу, что в Москве в 1470 году великокняжеский престол занял Иван Третий, тот самый, при котором Московия перестала выплачивать дань Орде. В Киеве – 1470-й – последний год правления князя-наместника, это был Семен Олелькович из рода Гедиминовичей, то есть, по сути, это был княжеский престол, но очень второстепенный, подвасальный Великому Княжеству Литовскому. После его смерти Киевское наместничество Великого княжества Литовского было преобразовано в воеводство, то есть сильно понижено в статусе. За 17 лет до этого пал Константинополь, т.е. закончила свое существование Византийская империя. Добавлю еще, что не единого гражданского портрета на территории бывшей Киевской Руси тогда еще не было создано, только иконы, ну, и довольно схематические ростовые портреты княжеской семьи в Софийском соборе. Первым считается портрет-парсуна Василия Третьего – сына Ивана Третьего, он будет написан лет через 100 примерно. И в то же время, мы можем видеть, какого высочайшего мастерства к тому моменту уже достигли западные живописцы.

Но вернемся к картине. Заказчик - банкир Томазо Портинари, работавший во фламандском филиале банка Медичи, я буду о нем подробнее рассказывать в другом видео, он был заказчиком и собственником нескольких фламандских алтарей, сохранившихся до наших дней. Я уже рассказывала, что заказчики часто требовали изображать себя на подобных картинах, мы видим самого Портинари слева в нижнем углу и его супругу справа.
Портинари умер в 1501 году, полагают, картина была перевезена из Брюгге во Флоренцию между 1510 и 1520 годами, а в 1550-х по документам картина уже числится собственностью Козимо I Медичи во Флоренции. Затем картина перешла в руки Папы Пия V, который передал его основанному им доминиканскому монастырю в Боско возле итальянской Алессандрии, папа родился в этом небольшом городке. Во время наполеоновского вторжения в 1796 году картину прятали от агрессоров, а в 1814 году она была подарена савойскому герцогу королю Сардинии Виктору Эммануилу I, который в 1832 году передал его Галерии Сабауда в Турин, где она находится и сейчас.
Похожая картина была создана анонимным автором через 20 лет, сейчас она храниться в польском городе Торуни. Считается, что автор был родом из Померании.

Итак, перейдем к Страстям.

1) Первое событие – Въезд в Иерусалим. Это пока не собственно страсть, потому что ничего страшного не случилось, даже наоборот - въезд триумфальный, Христа встречает толпа людей, наслышанных о том, что к городу приближается мессия. Еще до въезда в Иерусалим Христос заявлял о себе как о Мессии своим близким и ученикам, настало время сделать это всенародно. Момент бы выбран подходящий – празднование иудейской Пасхи. Некоторые исследователи считают, что в город в то время могло приехать 300-400 000 паломников. До них дошла весть, что к городу приближается Мессия, и все бросились его встречать.



В Еванглии говорится, что люди с восторгом встречали Христа, своей одеждой покрыли его ослика и также стелили одежду под ноги Христу. Мне почему-то вспоминается Иешуа из «Мастера и Маргариты», который говорил: «У меня и осла-то нет». По писанию, осла привели ученики.

Мемлинг изобразил сцену совсем меленько, едва различимо. Веток в руках встречающих мы не видим, только один из мужчин, кажется, обламывает ветки с дерева у дороги. Зато видим одежду, бросаемую наземь. На канонических изображениях обычно рисовали пальмовые ветви. В Европе, где с пальмами туго, на праздниках и мистериях использовали ветви вербы, и воскресение у нас называется Вербным.

2) Следующая сцена: Изгнание торговцев их храма.
Эта сцена из-за ее пафоса и драматизма позднее стала весьма популярна в живописи, Эль Греко, например, написал целых пять версий этой картины.



Мы знаем, что Иисус прибыл в Иерусалим во время Иудейской пасхи, на территории храма в то время была толпа верующих. На территории храма, снаружи толпились торговцы с жертвенными животными и птицами, тут же стояли столы меновщиков, которые меняли стандартные греческие и римские деньги на еврейские и тирские шекели, такой себе древний обмен валют.
"И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников".
(Мф. 21:12-13)

И еще у Иоанна:
И, сделав плетку из веревок, выгнал их всех из храма вместе с овцами и волами. И он рассыпал монеты меновщиков и перевернул их столы. И он сказал тем, кто продавал голубей: «Уберите это; не делайте дом Отца Моего домом торговли». -  ‹См. П.› Иоанна 2: 13–16


Те исследователи, которые считают эпизод историческим, утверждают, что Иисус не был арестован после таких экстремистских действий потому, что евреи в храме шумно и с воодушевлением поддержали его. Другие исследователи не считают, что все так и происходило на самом деле, история, изложенная в Евангелиях, скорее имеет символический характер – христианин должен изгнать из души все земное и нечистое («торговцев»), чтобы очистить храм своей Веры.

Чаще всего в живописных произведениях действие происходит в портике Иерусалимского храма, откуда Иисус бичом из верёвок изгоняет торговцев и менял. Сейчас вы видите макет-реконструкцию Иерусалимского храма, сделанный в ниши дни, и те самые портики, где сидели торговцы.
Интересно, но в храмах торгуют до сих пор, насколько я знаю.

3) Следующая сцена – предательство Иуды.
В узкой арке при свете факелов мы видим Иуду, договаривающегося с первосвященниками – он укажет стражникам своего учителя и получит за это 30 серебряников. Нам известно, что сделка состоялась и задуманное было осуществлено.



Занятно, но имя «Иуда» или «Йехуда» означает на древнееврейском «Хвала Господа». И человек с таким именем стал самым ярким и самым известным символом предательства! В общине последователей Христа он отвечал за казну, состоящую из собранного подаяния, он носил с собой для этого специальный ящик – то есть это был человек, которому члены коммуны доверяли безоговорочно. Евангелист Иоанн при этом утверждает, что из казны Иуда подворовывал. И вообще, имя Иуды часто фигурирует там, где упоминаются деньги. В одном из эпизодов Нового завета, вечеря в Вифании, некая женщина драгоценным миром окропила голову Иисуса (по другой версии – омыла миром ноги и отерла своими волосами). Видевшие это ученики возмутились такой расточительности. Миро - это особая смесь благовоний на основе смолы аравийского дерева коммифоры, в то время стоила баснословных денег. По версии все того же Иоанна, именно Иуда высказал возмущение – он считал, что лучше было бы дорогое миро продать, правда, деньги он предлагал раздать нищим. То есть сакральный символизм наблюдаемой сцены был недоступен практичному Иуде – он все предлагает монетизировать. Он и предательство совершил из сребролюбия, так единогласно утверждают все четыре евангелиста. Правда, двое из них также считали, что его к тому же обуял дьявол – вот, например, на фреске Джотто мы видим Нечистого, стоящего позади Иуды и нашептывающего ему свои мерзкие советы.

4) Следующая сцена – Тайная вечеря, последний ужин Христа с учениками, во время которого он дал им первое причастие (евхаристию). Все 12 учеников нам не видны, часть их скрывают своды арки, зато мы видим юного Иоанна, который задремал на плече Христа. О Причастии я много говорю в других видео. Добавлю лишь, что все того же Иуду обычно изображали отвернувшимся от Христа, в то время как все другие ученики обращены к учителю. В православной традиции вообще считалось, что Иуду нельзя изображать в анфас, только в профиль, чтобы зритель не мог заглянуть в его подлые лживые глаза. На картине есть деталька уникальная по сути, в живописи редкость: сволочь-Иуда украдкой покидает дом, чтобы позвать солдат – мы его видим в полутьме со свечой в руках в проеме арки.



5) Еще одна сцена, изображенная довольно крупно – ночь в Гефсиманском саду и Моление о чаше. Мы видим спящих учеников и коленопреклонённого Христа, в молитвенном жесте воздевшего руки к небу. Известно, что это были за ученики – апостолы Петр, Иоанн и Иаков. Мы знаем, что ночью накануне ареста Иисус молился, вот как об этом говорится в евангелии от Матфея: «Отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты».



Выражение «да минует меня чаша сия» давно стало идиоматическим, от него пошли «испить эту чашу до дна», «чаша страдания» и т.д. Оказывается, это не просто поэтичная фигура речи. Дело в том, что благоверные иудеи во время пасхальной ритуальной трапезы Седер Песах обязательно должны выпить четыре чаши вина, каждая из которых символизирует какой-то из аспектов Исхода. Так, первая пьется в честь того, что Бог избрал народ иудеев и взял его под свое покровительство. А вот вторая посвящается тому, что Бог вывел евреев из Египта, а также она пьется в память о страданиях и притеснениях иудейского народа со стороны египтян. Т.е. это «Чаша страданий». Видимо, такую чашу Иисус и имеет в виду.

Теологи считали, что эпизод Моления о чаше свидетельствует о двойственной природе Христа – он следует путем сына Божьего, то есть в нем есть божественная природа, но в тоже время он ужасается своей грядущей участи и боится смерти, как обычный человек.

Что такое Гефсиманский сад или Гефсимания? Название происходит от арамейского ( Gaḏ-Šmānê ), что означает «пресс для масла», нынешнее название - Гат-Шманим. То, что сейчас считают Гефсиманией, может на самом деле ею и не быть, на звание истинной Гефсимании претендует еще несколько мест вокруг Иерусалима, точное место не установлено.

Это небольшая роща у подножия Елеонской горы в Восточном Иерусалиме. Когда-то это был пригород, место, которое принято считать Библейской Гефсиманией существует до сих пор, теперь это одна из христианских святынь в Иерусалиме. Это небольшая роща древних олив (47 × 50 м). 8 из этих олив очень древние, но все-таки как-то не верится, что им 2000 лет, как утверждают местные жители. Обычная продолжительность жизни оливы – лет 500, максимум до 1500. Ученые считают, что вероятный возраст Гефсиманских олив - около 900 лет, это подтвердило углеродное датирование трех из олив. Правда, было доказано, что все три дерева произошли из одного растения, возможно их размножили черенкованием. Не исключено, что это была попытка сохранить те самые оливы, под которыми молился Иисус.

В 17 веке некие хорватские рыцари Иерусалимского ордена Павао, Антун и Яков Бранкович из Сараево купили Гефсиманский сад у тогдашних турецких владельцев-мусульман и подарили его францисканской общине, которая владеет им по сей день.

В начале 20 века рядом с древними оливами была возведена церковь всех религий, в которой хранится камень, на котором по легенде Христос молился. Очевидно, Мемлинг не знал о существовании этого камня, на его картине Иисус просто опустился на колени на склоне холма.

6) Следующая сцена – поцелуй Иуды и арест Христа. Мы видим рыжего Иуду, который целует Христа в щеку, это тайный знак для стражников, указывающий на главу общины, которого приказано арестовать. В тот же момент стражники хватают Христа с двух сторон. Перед группой мы видим человека, держащегося за ухо – это Малх, раб первосвященника Анны. Он учувствовал в аресте Христа и, по легендам, был крайне непочтителен, за что апостол Петр отрубил ему ухо. К слову, тот самый меч является христианской реликвией и сейчас хранится в музее в Познани. Считается, что даже в такой ужасный момент, пережив предательство и пленение, Христос оставался верен своей милосердной природе – он чудесным образом приживил ухо раненого на место.



Обратите внимание, что люди в толпе арестовывающих одеты в странные одеяния, особенно забавны экзотические шапки и шлемы – так художники средневековья представляли себе римских солдат и иудейских священников. Надо сказать, что до 19 века одежды первосвященников выглядели действительно довольно экзотично, впрочем, как и нынешних православных священников.

Ну, и с Иудой давайте закончим. Следуя апокрифическим источникам, предав Христа и получив деньги, он через какое-то время узнал, что его Иисус был приговорен к казни. Тут предатель понял, что натворил, раскаялся и пытался вернуть деньги фарисеям, но они не взяли их обратно. Кстати, сумма была не маленькой, но и не особо большой – тогда за нее можно было купить раба, или участок земли, или рассчитаться с рабочим за месяц работ на винограднике. Расстроенный Иуда в конечном итоге бросил деньги в храме, и за них потом купили участок для кладбища для паломников. Мучимый угрызениями совести, Иуда покончил жизнь самоубийством. Вот это красивое дерево с дивными цветами называется багрянник европейский, по-другому – иудино дерево. Считается, что именно на таком дереве повесился главный предатель всех времен и народов.

7) Следующий эпизод – суд Пилата.



Давайте разберемся, кто такой Пилат. В старых источниках его называют по-разному – иегемон, прокуратор (управляющий), наместник. И только в 1961 году была обнаружена надпись на камне (камень потом назвали камнем «Пилата»), подтверждавшая, что его должность называлась «префект», он был главным должностным лицом, представляющим власть Рима в провинции Иудея. Кстати, камень был найден в Кесарии, т.к. именно Кесария Маретима была официальной столицей Иудеи и резиденцией наместника, Иерусалим, лежащий в 125 км от Кесарии, был основным духовным центром. Видимо, Пилат прибыл сюда накануне Пасхи из-за больших празднеств. В Кесарии резиденция префекта находилась во дворце умершего уже к тому времени Ирода Великого.

У Булгакова встреча Пилата и Иешуа происходит во дворце Ирода, но меня берут сомнения, что арестованного перли бы туда-обратно за 125 км в Кесарию, только в одну сторону конная повозка добиралась бы полсуток, это если без остановок. Скорее всего, речь идет о другом дворце, второстепенном, он находился в пригороде Иерусалима, сейчас на этом месте руины крепости Иродион или Иродиум. Мы знаем, что формальным, марионеточным правителем Иудеи во времена Христа был сын Ирода Великого, Ирод Антипа, его основная резиденция располагалась в Махероне на территории современной Иордании, это примерно 100 км от Иерусалима. Здесь содержался в тюрьме и затем был казнен Иоанн Креститель, это произошло незадолго до Пасхи.

Также известно, что Пилат относился к военному сословию «всадников» — это была кавалерия нобелей, очень знатных, выше были только сенаторы.

Полномочия у префекта были практически безграничны, в том числе юридические, хоть он и действовал от лица императора (или кесаря, от латинского «цезарь»). Поэтому подсудимого привели к Пилату, как главному судье. Добавлю, что перед этим был проведен местный суд Синедриона, который фактически вынес приговор, его нужно было подтвердить у префекта. На суде Иисус иносказательно подтвердил, что он Сын Божий, а следовательно, царь Иудейский, и что власть бога выше власти Императора и всех прочих земных правителей. Этого было достаточно, чтобы казнить его, как опасного бунтовщика, что и было сделано.

Пилат - персонаж совершенно определенно исторический, его имя фигурирует в нескольких свидетельствах, известно, что он был человек решительный и жестокий, даже самодур, его правление сопровождалось насилием, репрессиями и беспрерывными казнями. Более того, после многочисленных жалоб местного населения на жестокость и несправедливость правления, Пилат был отстранен от власти в 36 году н.э.

На картине Мемлинга мы видим Пилата в странном восточном облачении, он скорее напоминает русского боярина при дворе современника художника Ивана Третьего. На самом деле, эти одеяния скорее византийские – ведь Византия – преемница Рима, ее обычаи и церемониалы были еще свежи в памяти у европейцев во времена написания картины. К примеру, брат последнего византийского императора, беглый деспот Мореи Фома Палеолог, доживал свои дни в Риме, он умер за пять лет до создания картины. К слову, он считался очень красивым человеком, чем произвел большое впечатление на итальянцев.

Смотрим на картину дальше. Мы видим склонившуюся к Пилату женщину, это, по всей видимости его супруга Клаудиа Прокула. Ее имя появляется в поздних апокрифических писаниях, в некоторых православных церквях (греческой и коптской, например) она даже причислена к лику святых. Якобы дама эта была тайной христианкой, и в ночь перед судом ей приснился сон, в котором она явственно увидела предстоящий суд, а затем возносящегося Христа и ввергаемых в ад судей. По легенде, Клаудиа во время суда передала мужу записку, где пыталась предостеречь его и удержать от рокового решения, однако, по всей видимости, он ее проигнорировал. К слову, копты считали, что Пилат пытался спасти Иисуса, и долгое время потом каялся, так как не смог воспрепятствовать казни, принял христианство и даже был казнен за свои убеждения, после чего попал в рай. Проверить это, как вы понимаете, затруднительно.

В следующих двух арках мы видим сцены собственно страстей – Иисуса избивают плетями (бичуют), по писанию его при этом оскорбляли и унижали, мы видим, как один из палачей таскает его за волосы. Следующая сцена – надевание тернового венца: из колючего терновника был сооружен венок, который водрузили на голову Христа, раня кожу, причем здесь мы видим, что негодяи соорудили для этого некое приспособление, чтобы не оцарапать руки самим себе. Матфей об этом пишет так: «И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!». Это кривляние, злобная ирония, насмешка палачей над «царским титулом» Христа, вместо короны его коронуют венком из грязных колючек.



В других евангелиях говориться, что его также облачили в багряницу, по-видимому, это был просто плащ, окрашенный в красный цвет, так как настоящая багряница была в те времена символом верховной власти, шилась из драгоценных тканей и стоила дорого.



ПРОДОЛЖЕНИЕ

Tags: Мемлинг, Северный ренессанс, видео
Subscribe

  • Мемлингомания. Крупные мелочи (2я редакция), продолжение

    Ханс Мемлинг "Радости Марии". 1490е. Мюнхен (фрагмент) Продолжение. Начало ЗДЕСЬ. Я реанимировала свой видео-канал о Северном…

  • Мой вклад в прекрасное

    В инсте флешмоб, дублирующийся в ФБ - народ, сидящий взаперти на карантине, реконструирует известные (и не очень) живописные полотна и даже…

  • Неизвестный Дюрер

    Да нет, он, конечно, известный, но мало тиражируемый. Показываю не самые знаменитые работы Дюрера со своими комментариями. Летучие мыши вверху -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments