agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Category:

Мемлингомания. Крупные мелочи (2я редакция), продолжение


Ханс Мемлинг "Радости Марии". 1490е. Мюнхен (фрагмент)

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ.

Я реанимировала свой видео-канал о Северном Ренессансе. Сделала видео о Мемлинге, вот ссылка:



Кому лень смотреть, даю почитать, такой пост у меня уже есть, я его делала 5 лет назад, но он довольно краткий. Здесь "режиссерская" версия, продолжение:


После бичевания, когда Христос уже весь был в кровоподтёках и ссадинах, Пилат вывел его к толпе и предложил оставить самозваного, как он считал, Царя Иудейского в живых. Об этой сцене говорится в евангелии от Иоанна: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины». После этого он совершил символический акт омовения рук, показывая, что на нем нет крови обреченного. Предполагается, что он специально велел бичевать Христа, чтобы избитый, он выглядел более жалко, и толпа захотела помиловать его.



Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» пытался показать Пилата весьма умным и сомневающимся, что, якобы, в глубине души он сочувствовал Иешуа и не хотел его смерти, поэтому оставил выбор за иудеями, из чьей среды был подсудимый, а потом префект, по версии писателя, долгое время раскаивался.

На самом деле, скорее всего, он просто не хотел самостоятельно отдавать приказ о казни и создал видимость демократичного решения. Ведь в Иерусалиме на Пасху собралось огромное скопление евреев, многократно превышающее численностью римских легионеров. Антиримские настроения были достаточно сильны, и одного непопулярного решения наместника было достаточно, чтобы вспыхнуло пламя восстания, а это Пилату было совершенно не нужно. Поэтому он милостиво предложил отменить смертную казнь для одного из осужденных и предложил самим иудеям выбрать, кого именно надлежит помиловать. И народ выбрал разбойника Варраву, а Иисус был подвергнут публичному осмеянию толпы – эту сцены мы видим в правой из четырех арок. Пилат указывает на Христа, словно спрашивая: «Его вы хотите избавить от казни?», а люди в толпе вздымают руки в отрицающих жестах: «Нет, не его!».

Повторюсь, перед судом Пилата был еще суд Синедриона, а после - суд толпы. Таким образов, Иисус был судим тремя судами: религиозным, светским и народным. Все три осудили его, но все три были неправедными. Т.е. справедлив был только вердикт Божий. Бог отдал людям своего сына, пожертвовал им, а затем возвысил Христа и сделал его настоящим Царем мира, во всяком случае, мира христианского. И вообще, события вокруг суда очень соответствуют человеческой природе, они пугающе современны и реалистичны – сначала толпа с ликованием встречает своего кумира, у ворот города, возвеличивая его, как царя, а буквально через несколько дней та же толпа хором вопит: «Распни его!».

9) Далее мы можем наблюдать Крестное шествие, тот момент, когда Иисус, подгоняемый стражниками, оступился и упал на колено под тяжестью креста, и какой-то человек помогает приподнять крест. Вероятно, это Симон Киринеянин. Он упоминается в Новом завете, это иудей, которого заставили нести крест вместо Христа, так как тот после побоев совсем обессилел и не смог нести крест сам.



10) На заднем плане мы видим холмы, которые должны означать Голгофу. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» (Иоан.) По легенде, на месте Голгофы был похоронен Адам, поэтому на многих картинах и скульптурах Распятия у ног Иисуса мы видим череп Адама.



У Мемлинга Голгофы сразу три, ведь он включает в картину сцену Пригвождение к кресту, собственно Распятие и Снятие с креста. Интересно, что несмотря на то, что все три композиции совсем маленькие, они выполнены в соответствии с традиционной для того времени иконографией. Можно, например, рассмотреть Марию, лишающуюся чувств, которую подхватывает одна из женщин и Иоанн, а также стражников, разыгрывающих в кости одежду Христа.

11) Последняя сцена Страстей – Положение во гроб. Здесь гроб изображен правильно, это пещера, вырубленная в скале, обычный для иудеев тип погребения. Иногда на картинах того периода, особенно у итальянцев, можно видеть каменный гроб-ящик, типа дольмена, и иногда он находится под открытым небом. Обычно в Иудее для погребений использовали пещеры, их готовили заранее, было принято покупать их еще при жизни, потому что за пару дней подобную в скале не вырубишь. Понятно, что относительно молодой Христос ничего подобного себе не покупал, да и к тому же по идее он знал, что гроб ему не понадобится. В других видео я рассказывала подробно о том, что под погребение Христа свою пещеру отдал Иосиф Аримафейский, тайный последователь Христа из знатных евреев.

Некоторые исследователи утверждают, что вопреки устоявшемуся толкованию библейских событий, Иосиф Аримафейский не обязательно приобрел упомянутую гробницу для себя, он просто мог быть ее владельцем или распорядителем, а использована она была из-за удобства расположения – она находилась рядом с местом казни, ведь с 4 века нашей эры и гроб Господний, и остатки срытой Голгофы и Обретенный животворящий крест находятся в одном храмовом комплексе, который принято называть Храм Гроба Господня, его построили по приказанию царицы Елены, матери императора Константина. Нет доказательств что святыни храмового комплекса аутентичные, в всяком случае, они похожи на те, что описываются в евангелиях.



Судя по всему, гробница Христа представляла собой полноценную вырубленную в скале пещеру с каменными полатями для мертвого тела, в ней мог находится еще как минимум один человек. Такие погребения могли позволить себе только очень богатые и знатные иудеи, и Иисус явно к ним не относился. По всей видимости, его тело положили в роскошную гробницу временно, чтобы потом перенести на место постоянного погребения. Скорее всего, власти планировали похоронить казненного в безымянной могиле на специальном кладбище для преступников, что совсем не радовало близких Христа. О временности захоронения в пещере Иосифа Аримафейского свидетельствует тот факт, что жены-мироносицы утром после субботы пришли умастить тело миром, это не было традиционным обычаем при положении покойника в постоянное погребение, после такого захоронения умершего уже больше никто не тревожил. Также о временности погребения свидетельствует наличие охраны из римских солдат – власти опасались похищения трупа учениками. Выставление стражи имело бы смысл только в том случае, если могилу планировалось открывать повторно, а это было бы вероятно, если тело должны были перезахоранивать.

Обычно казненных преступников хоронили обязательно в день казни, таков был иудейский обычай, и хоронили их методом ингумации – то есть положением в землю. На других территориях Римской империи распятых и повешенных надолго оставляли на месте казни, как говорилось «на корм воронам», в назидание, но в Иудее, уважая обычаи местных, позволяли хоронить в тот же день. В случае с Иисусом суд и казнь произошли так быстро, что времени выкопать в каменистой земле хоть какую-то могилу не было совсем, это была пятница, накануне Шабата, который начинался с блеском первой звезды, после чего благочестивые иудеи не имели права заниматься хоть какой-то работой, то есть казненного надо было успеть похоронить до наступления темноты, и тут предложение Иосифа Аримафейского пришлось очень кстати.

Рядом мы видим ту же пещеру, но с уже воскресшим Христом на пороге. Спящие стражники еще не проснулись. Существует еще одна иконография сцены Воскресения – когда стражники уже проснулись, увидели Христа и замерли в ужасе, например, как на картине немецкого художника Маттиаса Грюнневальда.

12) Перемещаемся по картине ниже и видим Христа с литургическим крестом на шесте в руках на пороге пещеры – это символические врата ада. По легенде, Христос перед воскресением спускался в ад, чтобы освободить праведников Ветхого завета. Этой сцены нет в евангелиях, вскользь упоминается только у апостолов. Богословы трактуют акт сошествия по-разному – от буквальный толкований до самых что ни наесть иносказательных символических.



Теперь переместимся в правую верхнюю часть картины. Здесь мы можем рассмотреть написанные довольно мелко сцены Явлений Христа после Воскресения. Самая крупная – явление Христа Марии Магдалине, когда она увидела его в образе садовника и поначалу не узнала. В изображенной сцене мы видим момент узнавания – Мария тянет руки к Христу, а он запрещает ей прикасаться к себе: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».

13) Также можно заметить небольшую одинокую фигурку на дороге. Это, вероятно, Христос в образе путника, следующего в Эммаус. Этот эпизод описывает апостол Лука, он сам был его свидетелем и участником. Когда двое из учеников Христа, Лука и Клеопа, направлялись в Эммаус, они встретили Христа, но не узнали его. По дороге они рассказали своему спутнику о том горе, которое постигло их со смертью Иисуса, и пригласили поужинать с ними. Они узнали Христа только во время трапезы, когда он преломил хлеб, и Спаситель тут же исчез. Саму встречу можно рассмотреть в правом верхнем углу, она написана совсем мелко.



14) Еще мельче справа на самом заднем плане мы можем видеть еще одну сцену явления: Явление апостолам у Галилейского моря (оно же Тивериадское море, а на самом деле – пресноводное озеро, оно существует до сих пор). Произошло это так: семеро учеников Христа ловили рыбу с лодок. Христос явился им, и они не узнали его. Он спросил, нет ли у них какой еды, они ответили, что нет – улов был плохой, они в тот день ничего не поймали. Далее я цитирую евангелие от Иоанна: «Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою».
Такой обстоятельный рассказ, полный драматизма, а фигурки участников на картине едва различимы.
Ну, вот, собственно и все сцены Страстей.

Еще на картине есть масса героев, которые сразу не бросаются в глаза – это животные. Конечно, мы не будем говорить о лошадях солдат и ослике Христа, ведь их присутствие вполне объяснимо, как и жертвенные животные торговцев, изгоняемых Христом, а вот остальные вполне могут иметь символическое значение.

Присутствуют как минимум 4 собаки. Одна перед донаторшей. Еще одна - со случайными прохожими, которые шествуют мимо воскресшего Христа. Еще две - в сцене сооружения креста. Вообще это могут быть просто собаки, но в северной живописи они нередко символизируют преданность. Еще это символ доминиканцев ("псы господни").
Можно рассмотреть обезьянку на крыше. Обычно обезьяна в живописи того времени символизировала греховность, распущенность, коварство, алчность. Иногда она даже символизировала дьявола, зло. Здесь она сидит на крыше дворца земного правителя, указывая на его неправедность.

Раз уж о дворце заговорили, обратите внимание на некоторые детали декора, изображающие ветхозаветные сцены это скульптуры а и Евы возле петуха – напоминание о первородном грехе Адама, который призван искупить Новый Адам – Христос. Далее – Суд царя Давида, когда две женщины в суде спорили, кто из них настоящая мать принесенного младенца, и Давид предложил разрубить его пополам и раздать женщинам половины, и настоящая мать воскликнула: «Нет, пусть он достанется ей!». И арку над Бичеванием украшают скульптура Авеля и Каина – напоминание о первом преступлений, подлом братоубийстве.

Сорока - символ стяжательства, сплетен и оговоров.
Павлин даже есть. Почему-то считалось, что мясо павлина нетленно, поэтому он был символом бессмертия, бессмертной души, фламандцы часто изображали его на религиозных картинах.
Это "утилитарный" петух, а не символический - он прокричал на рассвете, и Петр вспомнил, что Христос предсказал его троекратное отречение еще до крика петухов. Это тот самый петух святого Петра, но иногда петух в живописи символизировал свет, возрождение, противостояние духовному невежеству.
Щегол - символ Страстей Господних.


Вот такой небольшой рассказик на 9 страниц А4 получился. Мдя.

А у нас еще одна подобная картина на очереди - Ханс Мемлинг "Радости Марии".



Ее еще неверно называют "Семь радостей Марии", но эпизодов изображено намного больше (около 25) и не все они такие уж радостные. Здесь будет без фанатизма, я расскажу совсем кратко.

Картина написана в 1480м примерно, сейчас хранится в Мюнхене, Старая Пинакотека. Это полотно было написано по заказу Петера Бейтлинка и его жены для алтаря гильдии кожевенников, седельников и кожгалантерейщиков в церкви Богоматери (Фрауенкирхе) в Брюгге. Картина висела в алтаре часовни и прихожане могли видеть ее и молиться, проходя по галерее деамбулатория.

Около 1780 года полотно было подарено австрийскому губернатору Брабанта, позднее семье Богарне, потом мистеру Бирону в Лакене, 1813 попало в коллекцию Боссери. Куплено Людвигом I.
По принципу построения картина очень похожа на «Страсти», и предназначения у нее то же – литургическое. Только по размеру она уже в 2 раза больше - 81 см × 189 см.

Будучи учеником Рогира ван дер Вейдена, Мемлинг во многом поддается его влиянию, но его работам не свойственен возвышенный пафос, они более уютные что ли, что-то живое, брейгелевское в них появляется.
Поклонение волхвов - центральная сцена картины, все остальные являются как бы прологов и послесловием. Композиция этой сцены имеет важный литургический символизм: Мария, держа Младенца в немного церемонной позе, как евхаристический хлеб, завернутый в мантию, представляет Ara Dei (жертвенник Бога), а волхвы символически. представляют Вселенскую Церковь.



Опять собака-верность. Такие породистые собаки (левретки или борзые) символизировали еще и благородство.
Занятно, что в евангелиях эпизод с волхвами упоминается только у Матфея и то довольно коротко. Говорится, что волхвы – это гости с Востока, поэтому их долгое время изображали как жрецов в персидских одеяниях. Ни их количество, ни социальная принадлежность не упоминается. Евангелическая легенда была очень популярна и со временем получила развитие. Волхвы стали царями, символами разных рас и возрастов, и, как мы видим, обросли значительной свитой.

Очень много свиты, люди то убывают, то прибывают...

И очень много всадников на лошадях с богатой упряжью. Напомню, картина заказывалась для часовни Гильдии кожевников в церкви Девы Марии в Брюгге, так что это своего рода реклама их изделий. Занятно, что в средневековье эпизод с волхвами связывали с пророчеством Исайи: «Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа». Следуя этой версии, гости должны были прибыть на верблюдах. К счастью для гильдии кожевников, эта версия не была каноничной, верблюды в нарядной конской сбруе смотрелись бы так себе.

Не исключено, что некоторые группы в свите волхвов списаны с реальных людей – уж очень натуралистичны лица.
Бегло посмотрим другие сцены.

Благовещение – Архангел Гавриил сообщает Марии Благую весть – она благословлена среди жен, так как понесет и родит сына Божьего. Эту иконографию я подробно освещала в фильме о Робере Кампене.



Далее - ангел является пастухам, чтобы возвестить им рождение Сына Господня.

Рождество (за стеной перед окном – коленопреклоненный донатор Питер Бултник с сыном, позади - их герб. В арку собираются войти прибывшие на поклонение пастухи, донатор их опередил, получается. Мадам-донатор расположена в правой половине картины, как и супруга Портинари в «Страстях». Обезьяна перед Катариной держит ее герб. Это символизирует бренность, суетность земного величия.



Еще одна сцена - избиение младенцев. Царю Ироду донесли, что свершилось древнее предсказание, и в его царстве родился новый Царь Иудейский. Причем сообщили ему об этом простодушные волхвы, которые бродили по Иерусалиму и прямо так и вопрошали: «А где тут родился царь Иудейский?», они хотели поклониться Христу, как будущему царю. Ирод расценил это как угрозу своему трону, он попросил волхвов на обратном пути заглянуть к нему и сообщить, где находится младенец, якобы он тоже очень хочет ему поклониться. Слава богу, волхвам было откровение, был дан знак, что делать этого не надо, и они вернулись другой дорогой.




Ирод разгневался и приказал просто перебить всех малышей-мальчиков от 0 до 2 лет. Иосиф с семьей успел бежать в Египет. Избиение младенцев — это, конечно, никакая не радость, но все-таки младенца-Христа удалось увезти и спасти. Солдаты изображены в доспехах, современных Мемлингу, но никак не Христу, но я уже говорила, что художники того времени особо не заморачивались такими мелочами, как принцип историзма – у них вообще не стояла такая задача.

Заметила деталь одну -- интересные какие-то лодки на реке у моста.




Кто знает, что это, пишите в каментах.
Очень мелко прописанные сцены - Бегство в Египет - Мария с ребенком отдыхают в тени изогнутой пальмы, Иосиф что-то там собирает - то ли хворост, то ли ягоды, ослик пасется.



Совсем еле видно Иисус молится на горе (в пустыне?)
Иисуса безуспешно искушает Дьявол.

Иисус призывает апостолов.

Воскресение – очень похоже на Воскресение со Страстей.



Явление Христа Марии Магдалине – очень драматичная сцена, композиция тянет на отдельную картину.
Ужин в Эммаусе, о нем рассказала уже. Здесь Иисуса можно видеть сидящим за столом у окна.

Явление Марии после Воскресения - а вот это редкий сюжет, он был у Рогира ван дер Вейдена, вот. Н


апомню, что это сцена неканоническая, ее нет в евангелиях, но было бы странно, если бы воскресший Христос, показавшийся целой куче людей, не явился собственной матери. Ну, и раз Мемлинг писал картину, посвященную Марии, он не мог не изобразить это.



Вознесение, довольно забавно написано – Христос словно прорезает собой облако.



Сошествие Святого духа. По Библии, Мария при этом не присутствовала, только ученики, но апокрифы допускают, что она тоже там была, ну, и опять же – картина посвящена радостям Марии, поэтому художник изображает ее, причем в этой сцене она у него центральная фигура.

И конечно, две важные сцены - Успение Богородицы и Вознесение Богородицы.





Вот такие интересные работы, этим я заканчиваю свой рассказ о Мемлинге, правда, думаю, мы еще будем его упоминать, есть о нем еще что сказать.

Надеюсь, вам мой рассказ понравился! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал! Пока!
Tags: Мемлинг, Северный ренессанс, видео
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments