agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Category:

Тайная вечеря и ее тайны (по версии Дирка Боутса)


Алтарь "Святых таинств" в интерьере собора Святого Петра (Лёвен), фото из Википедии

Очередное видео на моем канале:




Кто не смотрит видео, можно почитать:

Я продолжаю свой рассказ о Дирке Боутсе, у нас осталась одна его важная картина.

Это «Алтарь Тайной вечери» - одна из самых знаковых и необычных работ у Дирка Боутса, с которым связано множество интересных фактов! Мы разберем ее довольно подробно, тем более что некоторые сюжеты нам ранее на встречались. Мне посчастливилось найти в Сети копию с хорошим разрешением, есть в чем поковыряться.
Повторюсь, называется работа "Алтарь Тайной вечери" (или "Алтарь Святых таинств", или "Алтарь Святого Причастия"), он выставлен в Лёвене, Бельгия, собор Святого Петра. Алтарь был заказан членами городского братства Святого Причастия, поэтому и сюжет его соответствующий. Работа продолжалась с 1464 по 1468. Удивительно, но это тот редкий случай, когда картина весит на том же месте, для которого она изначально предназначалась! Также для этой же церкви была заказана другая работа Боутса – Мученичество святого Эразма. Церковь Святого Петра еще достраивалась, когда Баутс писал «Тайную вечерю». Возводили его довольно долго, с 1425 по 1500. Он стоит и сейчас.



Мы знаем, что Реформация еще не произошла, но идеи демократизации религии уже витали в воздухе. В конце 14 века в Нидерландах было инициировано Devotio Moderna, или Новое благочестие, которое, по сути, было религиозным движением по реформированию церкви; оно призывало к религиозному обновлению, возвращение к истокам веры, к ее простоте, характерной раннему христианству.

Теперь считалось, что не только священнослужители должны быть посвящены во все таинства, и что даже миряне могут жить очень религиозной, духовной жизнью. На этой новой волне зародились религиозные братства, они были основаны светскими горожанами, действующими как религиозные деятели. Именно в этом контексте братство Левена, уделявшее большое внимание Евхаристии, попросило Баутса создать образ Святой Мессы.
Надо понимать, что в момент написания «Вечери» город Лёвен переживал большой экономический подъем, Он был в прямой конкуренции с Брюсселем, поэтому жители и правители города пытались превзойти Брюссель в красоте. Помимо церкви строилась и прекрасная ратуша, которая сейчас является визиткой города, за несколько десятилетий до этого открылся университет, кроме того, город бы богатый, поэтому мог себе позволить масштабное строительство и заказ произведений искусства у лучших мастеров. Так, мы знаем, что именно лёвенская гильдия лучников заказала Рогиру ван дер Вейдену его знаменитое «Снятие с креста» - это одна из знаковых работ Северного ренессанса.

«Евхаристия» - картина многострадальная, пережила много приключений. В 18-19 веках интерес к ранней фламандской живописи сильно упал, работы этого периода начали продавать. Были проданы и боковые панели алтаря, в Левене осталась только центральная панель. Створки купил торговец антиквариатом в Брюсселе, а затем в 1942 году они были конфискованы гитлеровцами и отправились куда-то в Германию. После Версальского договора панели были возвращены Бельгии вместе с Гентским алтарем Яна ван Эйка. Результатом этого явилось то, что сейчас центральная панель по-прежнему принадлежит городу Лёвен, а створки - бельгийскому государству!
Это относительно небольшой алтарь, центральная часть - 180 Х 150 см, вот так он выглядит в натуральный размер.

Еще одна удивительная вещь - это единственная работа нидерландского художника эпохи ренессанса, о создании которой сохранился контракт между художником и заказчиком! Еще один контракт дошел до наших дней во Франции и несколько в Италии. Вот так вот Дирку повезло.

В контракте описывалось, ЧТО на алтаре должно быть изображено. Также оговаривалось, что консультантами в работе будут два профессора-теософа из Левенского университета. Это важная информация, благодаря ей мы более-менее понимаем, каким образом художники работали над религиозными картинами такого рода – у них были консультанты из духовенства.


Заказчики

По контракту Дирк не имел права во время работы над алтарем принимать другие заказы. Повторюсь, контракт был составлен в 1464 году, а оплатили заказ в 1468 - то есть работа продолжалась 4 года. Известно, что оба сына Дирка Боутса тоже принимали участие в создании алтаря, помогая отцу. Предполагается, что они выполнили роспись внешних створок.

Интересно, что за окнами на центральной панели проглядывает часть городской площади, на которой в это же время возводилась знаменитая теперь Левенская ратуша, и для нее Дирк тоже выполнил заказ, но об этом позже. Не исключено, что башенка в окне – это часть ратуши, на башенках потом достроили навершия. Меня такие детали приводят в большое волнение, мы видим, как строилось здание, которому сейчас почти 600 лет! Картины фламандцев – это словно окно в прошлое!



Итак, алтарь посвящается одному из главных Таинств Христианства - Причастие или Евхаристия.
Давайте вспомним, что происходит на картине, вернее, что она символизирует, потому что изображенное очень сильно отличается от того, что могло происходить в реальности.

Что же такое причастие или евхаристия? Евхаристия – на греческом означает «благодарение, благодарность, признательность», русское слово «причастие» больше отражает суть обряда, человек становится к чему-то причастным, христианин символически соединяется с Богом во Христе.

Это одно из самых главных таинств, основной элемент мессы у католиков и Божественной литургии у православных.

Первое причастие провел сам Христос во время Тайной вечери перед Взятием под стражу. Он был и «виновником» торжественного действа, и священником одновременно:
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф).

Или у Луки: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк.).

Все эти мероприятия приобрели сакральное значение и исполняются уже больше двух тысячелетий во всех церквях мира, их наделили новыми смыслами, святыми и возвышенными, но их первоначальный смысл немного подзабыт, и мы немного вспомним его, когда будем разбирать другую панель – «Еврейская пасха».

В Евангелиях говорится, что Христос преломил хлеб и раздал его ученикам, но на картине мы видим вариант уже литургический. Это торжественный момент, когда кружочек пресной лепешки (опреснок) опускается в сосуд с вином, и одновременно освящается и вино и хлеб. Опресноки использовались и иудеями - хлеб (лепешки) из не успевшего скваситься и подняться теста (пресного), которые, согласно Ветхому завету, в спешке пекли рабы-израильтяне перед Исходом из Египта. Позднее для католических церковных обрядов стали печь такие вот круглые пластиночки - опресноки, у православных они выглядят чуть иначе, пышнее намного, так как у нас они «квасные» - на дрожжах.


Гостия

К слову, так называемый «Спор о опресноках» стал одной из причин окончательного раскола между православной и католической церквями в 11 веке – ведь нигде не указано, какой хлеб преломил Христос во время Тайной вечери. У иудеев, как известно, в обиходе принята маца (мацца) – тоже пресное тесто, выпекалась она такими тоненькими пластинками, так как не квасной хлеб, остывая, быстро черствеет и становится твёрдым, как кирпич. Заметьте, кстати, что перед остальными участниками Вечери лежит хлеб типа булочек, явно дрожжевой.

Ведь происходит все во время празднования Еврейской Пасхи, поэтому на столе мы видим традиционные ее атрибуты - кусочки опресноков на блюде и остатки крови жертвенного ягненка, а также соль и вода. Блюдо может быть пустым и потому, что жертва еще не принесена – Христу только предстоит умереть на кресте.

Интересно, что теологи, консультировавшие художника, указали такие детали – аналогии с иудейскими и языческими обрядами крайне непопулярны у христианских духовников до сих пор. К слову, идея вкушения тела и крови бога тоже была не нова, это встречается и у других древних народов (у египтян, например).
Давайте осмотримся по сторонам, раз уж начали, здесь еще много интересных деталей.

Перед Христом стоит традиционная литургическая чаша, которая использовалась в храмах во времена Дирка Боутса, похожие используют до сих пор. Христос с опресноком в руке сидит в весьма церемонной позе, если бы не простая одежда, он выглядел бы совсем как священник. Занятно, что перед остальными присутствующими лежит Боутс изобразил его фигуру чуть крупнее и голову чуть больше, чем у других присутствующих, словно подчеркивая его главенство. И вообще, почти симметричная композиция и нарочитая статичность поз участников придают сцене таинственность и сакральный характер – не забывайте, что это не просто картина, это алтарь, перед которым должны были молиться. Вообще Тайную вечерю почти всегда так изображают – Христос и взволнованные серьезные ученики сидят за длинным столом, хотя, на самом деле, участники не сидели, а полулежали, как это было принято в римской традиции, об этом прямо говорится в евангелиях:

У Матфея: «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»

У Марка: «Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал:…»
И у Луки: «И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним».

А я всегда говорила, что есть лежа – нормально! И тогда понятно, как мог юный Иоанн прилечь на груди у Христа (в евангелии сказано: «Иисус Христос любил Иоанна больше и позволил, чтобы он в это время возлежал на груди Его») – если бы они сидели за столом, это было бы очень странно, хотя иногда художники это пытаются изображать.

Тогда, действительно, принимали пищу полулежа на специальных полатях, он назывался триклиний, внутренняя часть его оставлялась свободной для сервировки. Понятно, что в холодной Европе к периоду средневековья от этой традиции давно отказались и забыли, художники могли и не знать о таких деталях быта эпохи Христа, так что «лежачей» Тайной вечери в живописи мы не увидим.

Мне бросился в глаза вот этот стаканчик с пымпочками. Оказалось, вот эти наростики даже имеют специальное название – прунты. Такие стеклянные капли стеклодувы крепили на стеклянные сосуды без ручек. Как известно, вилки в Северной Европе стали появляться только с 17 века (мы и на столе их не видим, только ножи), жирное мясо ели прямо руками, и чтобы стеклянная емкость не выскользнула из рук, при изготовлении ей придавали вот такую шершавость.



В голландской живописи 17 века мы потом увидим много бокалов с такими вот прунтами – их во множестве писал мастер тонального натюрморта Питер Клаас, да и многие другие. Это уже были бокалы, но с полой ножкой – вино тогда не умели фильтровать и в ножке собирался осадок. Такой тип, как у Клааса, с бочкообразной верхней частью, назывался «рёммер», или «римлянин», форма, действительно, позаимствована у древне-римских бокалов. Был и немного другой тип, тоже с пупырышками-прунтами – он назывался «беркемаер», у них верхняя часть расширенная. Их в огромном количестве производили во всей Северной Европе, особенно много – в Германии. Стеклодувни (или стеловарни, не знаю, как правильно) обычно строили в лесах, подальше от жилья из-за их пожароопасности, да и древесины в качестве топлива требовалось много.

Вот такое зеленоватое стекло выдувалось в таких лесных мастерских и называлось лесным – оно было менее изысканное, чем, например, муранское стекло, но зато прочнее и дешевле в производстве. Зеленоватый оттенок получался, так как для производства использовался кварцевый песок с высоким содержанием оксида железа, также использовали поташ от сжигания древесины дуба или бука. Так вот, что я думаю о стаканчике на столе – он был прародителем римских бокалов - рёммелей, которые через два столетия заполонят Европу и картины малых голландцев.

Это такое небольшое лирическое отступление, вернемся к Тайной вечере.

Помещение больше похоже на скромную монастырскую трапезную, чем на комнату жилого дома (ведь вечеря происходила в доме), есть даже специальное окошко для посуды, как в университетских столовках.
Смотрите, как Боутс четко работал с линейной перспективой - все линии сходятся в одной точке схода, в центре, где сидит Христос, даже нарочито немного. Линии словно "исходят" из него, как лучи сияния – это тоже словно подсказывает нам, кто здесь самый важный. Среди нидерландцев попытки использовать геометрически выверенную линейную перспективу мы видели еще у Хуго ван дер Гуса, но в полную силу уже развернулся именно Дирк Боутс. Боутс умело раздвигает пространство – мы видим двери в соседние помещения, часть улицы в окне и дверных проемах,

И здесь вездесущая фламандская люстра. Здесь она с симпатичным львом - символом Мудрости Соломона.
Над дверью можно рассмотреть рельеф Моисея - символ Старой Церкви времен Ветхого завета.
Все присутствующие довольно тепло одеты, особенно стоящие позади участников Вечери два безучастных мужика – у одного обшлага рукавов вообще обшиты мехом, явно не Иерусалим! Скорее всего и он, и второй мужчина, одетый в синее – это представители братства Причастия, заказчики, тогда было принято изображать донаторов как непосредственных свидетелей религиозных сцен.

Окна стрельчатые, готические, как в храме, но при этом на них ставни. Парень в мехах, а деревья за окном зеленые. Еще одно несоответствие - обычно Вечерю изображают в темноте, Пасха праздновалась ночью, а здесь - ясный день. Я еще раз подчёркиваю, для этого типа изображений важна не достоверность, а символизм, и то спасибо фламандцам за то, что они напихивали в свои картины так много бытовых деталей, как этот миленький пупырчатый стаканчик, или чайничек над рукомойником у входа.

Еще одна интересная деталь: если присмотреться, Иуда (черный страшный дядька, сидит спиной) смотрит прямо на блюдо, а не на Христа, как все остальные – уже рассказывала, что его часто сознательно изображали отвернувшимся от Христа.

Апостолы одеты в простые одеяния – плащи-тоги. Многие из них узнаваемы. Слева от Христа (по правую руку от него) - Петр, за ним обычно изображается Павел. С другой стороны - Иоанн (самый младший) и Иаков. Последний - родственник Христа, поэтому они очень похожи.

В окошко из другого помещения (кухни, наверное) выглядывают два мужчины, в отличие от канонически написанных апостолов с немного условными чертами, лица у них вполне себе живые – обыкновенные такие себе фламандские физиономии. Это, наверное, консультанты – те самые профессора теософии, которые следят, чтобы Дирк правильно все нарисовал. Здесь выглядит так, словно они и за Тайной вечерей приглядывают – все ли идет по писанному? Меня, правда, смущает, что они слишком молоды для профессоров. Может быть, Дирк изобразил своих сыновей, которые участвовали в создании алтаря?

Все остальные сюжеты на панелях так или иначе связаны с Евхаристией, как сюжеты-предшественниками (и с хлебом и/или вином). Причем, именно такая комбинация сюжетов использовалась не впервые.
Это картинки из популярного тогда печатного издания, сборника миниатюр "Speculus Humanae Salvations" ("Зерцало человеческого спасения"). Жанр зерцал был очень популярен в позднем средневековье, это смахивало на энциклопедические сборники, издания-обзоры: «Зерцало природы», «Зерцало истории», и т.д.. Большинство из них содержало некоторые доктрины и наставления.

«Зерцало спасения» представляло собой что-то типа библии в картинках, как "Библия для бедных", но более подробная, и, ясное дело, содержало морализаторские рекомендации. Оно было создано анонимным автором еще в начале 14 века, а при дворе Филиппа Доброго в первой половине 15 века была выпущена печатная версия, вы видите из нее страницы. Как видите, аналогичные картинки в ней соседствуют и сюжеты тоже связываются одной темой - хлеб и вино.

Что же это за сюжеты на створках у Дирка Боутса?

Вот это - "Мельхиседек встречает Авраама", в Ветхом завете об этом говорится так: «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего».



Мельхиседек, по легенде, был царем-долгожителем, правителем библейского Салима (вон он, город позади, с храмом, подозрительно напоминающим собор Петра в Левене). Некоторые ученые считают, что Селим – это Иерусалим. Когда Авраам победил и пленил четырех царей Востока, он со всем эээ… скажем отбитым имуществом посетил Салим, где царь с честью встречал его на въезде в город с хлебом и вином.
Считается, что своим действием – приношением хлеба и вина Мельхисидек, священник Всевышнего, символически предрек Евхаристию.

Очаровательно, что Авраам на картине одет в рыцарские доспехи, современные Дирку, мы такое уже видели неоднократно. И опять позади маячат два соглядатая с лицами, явно писавшимися с натуры. Возможно, это другие члены братства, на тех, что на центральной панели не похожи, вроде.

И снова мы видим прекрасный пейзаж с готическим городом, который подозрительно смахивает на Лёвен.
Следующий сюжет: "Иудейская Пасха", очень интересный и необычный для фламандской живописи.



По Писанию, во время Казней Египетских бог предупредил Моисея, чтобы он передал всем иудеям, чтобы помазали кровью жертвенного ягненка притолоку входной двери. Некоторые современные исследователи считают, что обычай мазать дверные косяки кровью уходит корнями в глубокую древность, это был магическим ритуалом защиты стад у кочевых племен-пастухов, предшественников иудеев. В ночь Пасхи ангел-убийца ходил по дворам и поражал смертью первенцев в семьях не евреев - они секрет с кровью не знали и свои двери не обмазали. С тех пор иудеи во время празднования Пасхи в честь Исхода, приносили в жертву ягненка и поедали его. Позднее убивать жертвенное животное перестали, но мясо должно было присутствовать на столе. Вот эту сцену мы и наблюдаем.

Занятно, что у иудеев жертвоприношение ягненка называется «корба́н пе́сах». Ничего не напоминает? «Курбан-байрам» - арабское название праздника жертвоприношения у мусульман, в честь окончания хаджа, там совсем другое символическое значение. Удивляться сходству названий не стоит – арабский, арамейский языки и иврит относятся к одной языковой группе – семитской.

Художнику, действительно, следовало знать определенные тонкости, чтобы правильно изобразить эту сцену. Интерьер самый обычный – мало чем отличается от того, что на центральной панели. За столом все стоят - так на самом деле было принято в старину, одежды у всех обычные, а вот обувь с загнутыми носками и головные уборы у мужчин экзотические, так представляли себе древних иудеев современники Боутса. Глава семьи разрезает приготовленного ягненка, женщина справа уже ест кусочек. Были особые правила сервировки стола:
Блюдо в центре стола перекликается с центральной панелью - там такое же, но уже (или еще) пустое.
Принято было (как и сейчас, как я понимаю) держать на столе воду и соль - их смешивали, и в соленой воде омывали руки. Соленая вода - символ слез гонимого народа Израилева. Также каждый должен был выпить 4 бокала вина (!) - тут их как раз четыре.

Маца выглядит сейчас несколько иначе, может, Дирк и консультанты и не знали точно, как она выглядит. Здесь обычные хлебцы, как в МакДональдсе и как на центральной панели у апостолов, это явно хамец, или квасное – такие продукты перед Паской на самом деле надлежало убрать из дома – съесть, продать, даже сжечь, посуду после них тщательно вымыть. Еще обязательно нужны были горькие травы (хрен, например), их макали в специальный сладкий соус. Кстати, не знаю, как во времена Боутса, но сейчас вареные яйца тоже должны быть на столе, и евреи-сефарды даже их красят луковой шелухой или кофе. Возможно, этот обычай более поздний, мы видим то, что я приняла сначала за "лаврушку" (может, это она и есть), но в современных описаниях обрядов пишут, что на стол кладут еще и листья салата - вполне похоже.

И здесь в руке женщины тоже пупырчатый стаканчик.

Третий сюжет: "Манна небесная"



Когда Моисей водил свой народ по пустыне, бог посылал им "манну небесную" - что-то вроде кус-куса или крупной манки - своего рода "хлеб", который якобы сыпался с неба. Это спасло иудеев от голода.
Это не было разовое явление, оно повторялось изо дня в день, кроме субботы. Манна появлялась утром и покрывала все вокруг, а когда солнце поднималось высоко, она таяла под его лучами. В древних иудейских текстах говориться, что поедая манну, молодые чувствовали вкус хлеба, старики — вкус мёда, дети — вкус масла. Не понятно, что это на самом деле было за явление. Возможно, съедобные лишайники-аэрофиты, а может быть, какая-то смола. Интересно, что подобные эпизоды описаны и в Коране.

До сих пор существует устойчивое выражение: «Ждать, как манну небесную» - ждать незаслуженные блага, упавшие с неба.

На картине мы видим как раз, как люди в экзотических нарядах эту манну собирают.

И последний сюжет: Пророк Илия (или Элийяху) и ангел.
Илия – ветхозаветный пророк, живший за два столетия до рождества Христова. Он жил при правлении царя Ахава и его жены царицы Иезавели, финикинянки по рождению, сторонницы культа Ваала. Она ненавидела Илью и всячески его преследовала.

После соревнования жрецов Ваала и жрецов Яхве, где первые с позором проиграли, Илья собственноручно казнил богомерзких жрецов Ваала, после чего злобная Иезавель поклялась его извести. Пророк вынужден был скрываться в пустыне. После долгих и утомительных скитаний он оголодал и сильно ослаб, и наконец, свалился без сил и уснул. Чтобы поддержать его, Господь прислал ангела.

"И вот касается его Ангел Господень, говоря:
– Встань, ешь и пей.



Поднявшись, Илия увидал у своего изголовья теплый опреснок и кувшин воды, встал, поел, напился воды и опять уснул. Ангел Господень вторично коснулся его, говоря:
– Встань, ешь и пей, ибо тебе предстоит далекий путь".

Так Илья был спасен от голодной смерти.

Вот такие сюжеты, все как-то связаны с Евхаристией.
Кстати, сын Дирка Боутса, Алберт, позднее повторил композицию и создал свою «Тайную Вечерю», очень похожую.

На этом я заканчиваю рассказ о Дирке Боутсе, теперь вы знаете такого художника, у нас он не особо известен. Добавлю, что его очень почитают на родине, вернее в городе, в котором он прожил большую часть творческой жизни – в Лёвене. Там даже есть улица, названная его именем. А в ратуше Левена есть портрет дирка Боутса, написанный в конце 19 века.
Спасибо тем, кто досмотрел до конца, надеюсь, вам понравилось.

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.

Всем пока!
Tags: Дирк Боутс, Северный ренессанс, видео, разговоры об искусстве, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments