agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Московский модерн (4). В гостях у сказки.




Я уже писала о Московском модерне
ЗДЕСЬ,
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ.

Фотографии в моих предыдущих записях размещены довольно хаотично и без всякой классификации. Произошло это по разным причинам. Во-первых, классифицировать модерн можно весьма условно, в Москве много домов, сочетающих сразу несколько стилей; во-вторых, и это главная причина, я бывая в Москве наскоками, а за один день, понятное дело, всего не обойдешь. После каждой поездки не терпится скорее опубликовать фотоотчет. Вот и получается, что дома скомпанованы в отчетах, скорее, по географическому принципу. Это будет единственный мой рассказ, а скорее, обзор Московского модерна, объединенный определенной тематикой. Не обессудьте, но это классификация моя, личная (да, да, знаю, скажете: большинство домов - северный модерн, а я вот хочу в детство вернуться!).

В обильно декорированных произведениях искусства модерна, особенно раннего, всегда присутствовал сказочный, эфемерный элемент – в декоре нередко использовались образы мифических чудовищ, фей, дивные животные и птицы. Дома, интерьеры, одежда, домашняя утварь – все это похоже на богатые декорации некой сказочной постановки (может быть, модерн именно поэтому нравится большинству мечтательных инфантильных особ женского пола; таких, как я – не наигрались мы в детстве в сказочных принцесс). Однако в архитектуре некоторых построек это «сказочность» прослеживается особенно отчетливо. Такие постройки производят особенно яркое впечатление и врезаются в память благодаря своей самобытности.

Так, особняк Морозова, на Воздвиженке, о котором я уже писала, похож на дворец Морского царя и его дочерей из андерсоновской "Русалочки", а ведь когда-то матушка хозяина из-за этого дома назвала сына дураком! Кекушевский особняк на Остоженке смахивает на миниатюрный рыцарский замок (странного для рыцарского замка розового цвета), а знаменитый шехтелевский особняк Рябушинских, изукрашенный нежными ирисами, похож на домик Дюймовочки (или Феи - у кого на что фантазии хватает).

В Москве есть довольно много таких чудесных зданий. Мне пришло в голову собрать небольшую коллекцию сказочных замков и теремов, объединив их в одном рассказе и снабдив своими ассоциациями.

Дом на фотографии ниже я увидела в книге Нащокиной "Московский модерн" и влюбилась в него. Удалось посмотреть его далеко на в первый мой приезд в Москву. Улица Электрозаводская расположена в стороне от большинства достопримечательностей, меня интересующих. Пришлось ехать сюда специально из-за дома. Время для этого мы выбрали "дивное" - проливной дождь, а зонтик у нас был один на двоих. Зато романтично, а на обратном пути мы согрелись в чудесном бистро "Пироги" (так, кажется), и наградой нам была горячая кулебяка с грибами. А дом мне понравился даже в слякотную погоду (особняк В.Д.Носова, 1903, арх.Л.Н.Кекушев, Электрозаводская, 12):



ДОМИК ЛЕСНИКА. Мне представляется, что именно в таком домике жила Золушка с отцом-лесником. Конечно, это, узнаваемый тип шале, но помечтать-то можно?! Еще пара деталей:






Еще один домик, похожий на ЗАМОК СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ
Особняк Д.Ф.Беляева в Рюмином переулке, 2, 1903 г., арх.:А.А.Галецкий. Доик не строился "с нуля", это переделка более старого дома.





Представляется, что в этом доме неприменимо должна была жить дама. Желательно - принцесса. Хорошо бы - красавица. Возможно - спящая. Ведь не зря же дом украшают маки - цветы сна и забвения (ради этих маков мы тоже тащились через весь город под дождем):



Это - ЗАМОК БЕЛОГО РЫЦАРЯ
Ах, это только мечты! Никакой рыцарь здесь, к сожалению, не живет и никогда не жил. Это был детский сад для бедных детей общества "Сеттлмент", построенный в 1907-1910 г архитектором А.У. Зеленко. Вадковский пер., 5:



НИЖЕ ЕЩЕ ОДИН, очень похожий:

 



Этот доходный дом для П.В.Лоськова в Мансуровском переулке,4 был построен в 1905-1906гг. То, что он похож на предыдущий "замок", не мудрено, ведь строил их один и тот же архитектор А.У. Зеленко. Оба дома ранее были снабжены интересным декором, который на сегодняшний день утерян вместе с некоторыми объемными деталями:






 

А это - тоже замок рыцаря, на этот раз - ВЕСЕЛОГО. На самом деле, это была типография, однако я все-таки надеюсь, что в подвале тайно варили рыцарское пиво.
Точнее, это была не просто типография, а скоропечатня товарищества А.А.Ливенсона, арх.Ф.О.Шехтель, 1900, Трехпрудный пер., 9





Идем дальше. ПРЯНИЧНЫЙ ДОМИК:




Внутри пряника сейчас живут уругвайцы. Не все конечно, а их посол и его команда. А когда-то здесь жил замечательный архитектор Ф.О.Шехтель, который сам же этот дом для себя и построил в 1896 году в Ермолаевском переулке, 28. Отличительной приметой дома является знаменитый ирис над входной дверью:




ЗАМОК ЛЮДОЕДА. Почему людоеда? А потому что жуткий и неухоженный (ведь до такого состояния его мог довести только людоед!), а, главное, потому, что Кот В Сапогах Людоеда победил и на стенах его замка оставил свои озорные силуэты:





На самом деле, это, конечно же доходный дом Тереховой в Подсосенском переулке, 18/5; арх.Г.И.Макаев, 1903, вызывающий горечь и возмущение у всех любителей исторической архитектуры.



Это все были сказки заграничные. А как же наши?!

Обязательно!

ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК:  



Доходный дом П.Н.Перцова и З.А.Перцовой на Пречистенской набережной, 35; 1905-1907, арх. Н.К.Жуков, худ. С.В.Малютин, майоликовые панно выполнены в керамической мастерской "Мурава". Интерьеры были сделаны тоже в старо-русском стиле. В центре одного из фасадов внимательный наблюдатель может угадать более старую постройку, "вмонтированную" в новый дом.

Чудо на набережной!



На панно медведь дерется с быком. Наверное, оба хотят жить в теремке, да места маловато:



Над этой дверью - чугунный барельеф с жар-птицей:



Особенно меня умиляют чугунные карнизы балконов, оформленные в виде змеев-горынычей:







Еще одно чудо из русской сказки: ТЕРЕМ ЦАРЯ БЕРЕНДЕЯ
Ярославский вокзал, Комсомольская пл., 2; арх.Ф.О.Шехтель, 1902-1904:



Это называют "Северным модерном". Даже на панно изображены северные растения.







А в продолжение русской народной сказки - небольшой оффтоп в собственном рассказе. Уж больно следующие два объекта перекликаются по духу с "берендеевским" московским модерном. Речь идет о двух церквях, расположенных на территории Украины. Я знаю, что подобные церкви есть и в Абравцево, и в Талашкино, но мне, как хвастливой отличнице очень хочется, вытянув руку, кричать с места: "И мы! И у нас такое есть!". Тем более, что в Берендеевом царстве обязательно должны быть храмы!  Я уже писала о них ранее, повторюсь:

ЦЕРКОВЬ В НАТАЛЬЕВКЕ:





ЦЕРКОВЬ В ПАРХОМОВКЕ:





На этом я закончу. Крепитесь, нелюбители модерна - у меня остался всего один рассказ. В него войдут постройки, не вошедшие в 4 предыдущих.

Tags: Кекушев, Москва, Шехтель, доходные дома, модерн, особняки, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments