agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Новоспасский монастырь в Москве

DSC_0001
Приступаю к описанию одного из самых приятных московских монастырей, и боязно немного – а вдруг, прочитав мои соблазнительные излияния, кинуться праздные туристы в тихую обитель – галдеть, глазеть и мусорить. Ведь сейчас как раз этого и нет в монастыре – галдящих толп, очередей к святым источникам, суеты и шума, во всяком случае, мне посчастливилось их не застать. Надеюсь, мое очень скромное литературное дарование не навредит древнему монастырю и он не потеряет своего тихого очарования. Речь пойдет о Новоспасском монастыре.


Справа - собор Преображения Господня, левее - Покровский храм


Это один из самых старых московских монастырей, который был основан, когда сама Москва была совсем юной – каких-то 200 лет! Первые упоминания о нем встречаются в летописях с 13 века – он был основан князем Даниилом, сыном Александра Невского. Изначально находился он в другом месте – на южной окраине Москвы, возле Серпуховской заставы - там, где сейчас расположен Данилов монастырь, а позже его «перевели» в Кремль.







Первые постройки его были деревянными, а вот традиция хоронить «в Спасе» князей и знать началась еще в те времена. В нескольких летописях дублируется запись о захоронении здесь князя тверского Михаила Ярославовичя после убийства его в орде:



«В лѣто 6830 1322 Везущу по городомъ по Рускымъ и, довезша Москвы, положиша его (Михаила Ярославовича) въ церкви святаго великаго Спаса, в монастыри, кнегини же и сыномъ его не вѣдущимъ ничто же створшагося, далечаго ради земли отстоаниа, и не бѣ кому вѣсти принести».







Михаил Тверской





Мощные монастырские стены


Конечно, в конце концов, овдовевшая княгиня узнала о смерти мужа и повелела перезахоронить его в родной Твери. Затем по распоряжению весьма набожного Иваны Калиты в 1320-х годах монастырь был перенесен в Кремль:



«Близ себе учинити ю, хотя всегда в дозоре видети ю». В 1330 году началась постройка каменного собора Преображения Господня: B лЂто 6838 [1330]. Князь великыи Иван Даниловичь заложи церковь камену на Моск†святого Спаса маиа 10". (Никифоровская летопись).


Интересно то, что в этот день – 10 мая – не было никаких христианских праздников, однако нельзя поверить, что Иван Калита, человек хорошо образованный, и в то же время религиозный и суеверный, выбрал для закладки княжеского собора самый обычный день. У исследователей есть несколько версий.





{C}{C}{C}

Постройка Спасского монастыря. Рисунок из летописи


Во-первых, это был четверг, который в древности считался удачным днем (сейчас это тоже день приятный – завтра пятница, почти конец рабочей недели! Вот и я писать о монастыре начала в четверг!). Во-вторых, 11 мая отмечался день основания Константинополя, закладка нового храма накануне была весьма символичной В-третих, по византийской традиции считалось, что Христос был распят 30 марта, воскрес 1 апреля, а «възнесеся на небеса к отцу» 10 мая. (ЖЗЛ. Н.С.Борисов «Иван Калита»). Для Ивана очень важным было это строительство – ведь он хотел сделать молодую Москву столицей всей северной Руси, культурным, политическим и религиозным центром. В период с 1327 по 1333 год кроме Спасского собора он построил несколько белокаменных храмов – Успенский, Архангельский, Свято-Петровский, святого Иоанна Лествичника.





Князь строил Спас на Бору на радость себе и людям, а храм стал для него вскоре символом скорби – первой в некрополь нового храма в 1331 году легла его молодая жена Елена, оставив Калиту вдовцом с тремя малолетними сыновьями. Перед смертью княгиня приняла постриг:



«В лѣто 6840 1332 преставися великаа кнеини Елена Иванова в черницахъ и въ схимѣ, и положиша ю въ Спасѣ марта 1.»


Сам князь перед смертью тоже принял иноческий сан в любимом Спасском монастыре. Помимо его супруги, хоронили здесь и других представителей знати:



«В лѣто 6853 , 1345 марта 11 преставися великаа кнеини Анастасиа Семенова в черницахъ и въ схимѣ и положена на Москвѣ въ Спасѣ.



В лѣто 6904 1396 Тое же весны, априля 26, преставися епископъ Перемскый Стефанъ и положенъ бысть на Москвѣ, в монастыри у святаго Спаса в застенькѣ, въ Спасѣ Милостивомъ»


Через полтора века еще одного правителя московского также обуяла жажда «перестройки» (болезнь эта среди государей российских не редкость). Это был Иван III. Он кардинально изменил облик Кремля. Продиктовано это было необходимостью – частые пожары, ветхость строений, новая архитектурная мода, теснота, да и просто страсть к переменам. Итальянцем Аристотелем Фиораванти был возведен прекрасный новый Успенский собор, Марио Фрезин построил изящный Благовещенский. Построены были новые Княжьи и Митрополитчи палаты:



«Того же лета (1491) Марко да Петр Антонеи архитектон фрязове съвершили большую палату князя великого на площади».





{C}{C}{C}

Одна из оборонительных башен монастыря


Возвели Грановитую палату, перестроили и украсили Чудов монастырь и кремлевское подворье Троице-Сергиева монастыря, а вот Спасский монастырь в прямом смысле выражения пришелся не ко двору. Его решили перенести, оставив только собор Спаса на Бору, хотя и его пришлось перестроить за ветхостью. В 30 годы ХХ века храм снесли, а уже ближе к нашему времени во время раскопок на его месте обнаружились древние захоронения – все, что осталось от некрополя старого Спасского монастыря. А что же Ново-Спасский монастырь, или Спас на Новом? Для его постройки князь выделил урочище Крутица в пяти верстах от Кремля, да и денег дал на постройку .



«Той же весны (1491), повелением великого князя, архимандрит Спаскый Афонасей заложил церковь камену на Новом Преображение Господа нашего Иисуса Христа» (Никоновская летопись).






Колокольня монастыря


В той же летописи сказано, что строительство было закончено через 5 лет.
Иван Грозный тоже любил Новоспасский монастырь, он передал братии несколько деревенек в Дмитровском уезде, освободил от податей, а также лично подарил три редкие церковные книги.


В Смутное время монастырь пострадал от разорения поляками. Вероятнее всего ему был нанесен ощутимый ущерб, так как стоял он у дороги.
При Михаиле Федоровиче Романове монастырь восстановили, здесь был возведен новый храм – во имя св. Саввы Освященного.





{C}{C}{C}

На старинной гравюре - цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы с символическим макетом Преображенского собора Спасского монастыря


Во время правления царя Алексея Михайловича из Вятки сюда принесли чудотворный образ Спаса Нерукотворного, который хранился в монастыре до самого разорения его большевиками. После революции священное изображение бесследно исчезло, как и многие другие святыни.


В 17 веке монастырь с его мощными стенами вошел в сложившееся оборонительное монастырское кольцо, игравшее немаловажную роль в защите Москвы. Тогда же здесь было оборудовано несколько помещений, используемых в качестве застенков для заключения преступников. Это было время расцвета обители. Монастырь и го некрополь при Алексее Михайловиче очень подробно описал в своих «Записках» Павел Алеппский:



«В нем (монастыре) находится могила бабки царя. (Инокини Марфы.). Все гробницы покрыты бархатными, расшитыми золотом покровами, с письменами из жемчуга кругом; у изголовья каждой гробницы икона и подсвечник с неугасимо горящей свечой. Ни на один день не прекращаются обедни за упокой погребенных здесь, после чего всегда сходят вниз, кадят и читают над ними молитвы. Нам рассказывали, что этот монастырь древний и был маленький, и что в Бозе почивший царь Михаил, отец этого царя, обновил и расширил его и построил его окружную стену, похожую на стену монастыря Троицкого и монастыря царева (Саввина). На ней восемь огромных башен; четыре по четырем углам, потому что монастырь четырехугольный, и другие четыре между ними; в стене множество бойниц с пушками. Три четверти монастыря находятся на берегу Москвы-реки, а потому местоположение его открытое, более чем всех других монастырей, находящихся вне этого города, по причине высоты места, на котором он стоит, и занимаемого им положения среди окрестностей. Близ него есть озера для рыбы. Мы уподобляли этот монастырь Шейху Абу Бекр в Алеппо. Великая церковь (собор) выстроена патриархом Никоном, в бытность его архимандритом этого монастыря. Она благолепная, красивая, душу веселящая: мы не находили в этом городе подобной ей по возвышенности и радующему сердце виду. Она имеет пять куполов, галерею кругом и три большие двери. Церковь эта в честь Преображения, а [147] монастырь называется Спас, то есть монастырь Спасителя, по-гречески Swthro»..



Старинные изображения монастыря


Петр Первый, приказавший повсеместно переплавлять церковные колокола на пушки и запретивший «затевать что-либо лишнее в монастырях», к Новоспасскому питал особую склонность – для почитаемой им обители он наоборот приказал отлить большой колокол в подарок.
Колокольню Новоспасского строили при двух государынях – Елизавете и Екатерине. На ее постройку было потрачено 20 000 рублей – внушительная на то время сумма! Правда, по-немецки практичная Екатерина вскоре все же приказала секуляризовать собственность монастырей, и у Новоспасского отняла земли.


При Наполеоне монастырь был нещадно разграблен, в церковных помещениях располагались казармы и конюшни. Наместника старенького отца Никодима французы пытали, чтобы узнать, где спрятаны монастырские сокровища, старец чудом остался жив.





{C}{C}{C}
Как уже говорилось, в Спасском монастыре хоронили представителей княжеских родов и духовенства. Так, здесь был погребен предок Романовых Роман Юрьевич Захарьин-Кошкин. Перенесли сюда прах некоторых бояр Романовых, пострадавших от гонений Бориса Годунова. В монастыре погребли родителей первого царя из рода Романовых Михаила Алексеевича – патриарха Филарета и Инокиню Марфу. Традиция эта прошла через долгие годы. В кремлевском Архангельском соборе обычно хоронили царей и их жен (в послепетровскую эпоху – в Петропавловской крепости в Питере), а близких родственников царей из династии Романовых погребали в некрополе Новоспасского монастыря.









Некрополь в конце 19 века







Некрополь, разоренный большевиками


Еще здесь хоронили Шереметевых и Голицыных. Последним Романовым, погребенным в некрополе стал Сергей Александрович Романов, дядя последнего царя, московскоий губернатор, убитый террористом. Его прах был обнаружен в 1995 году при раскопках разрушенного Чудова монастыря и был перенесен в Новоспасский некрополь. Говорят, при вскрытии его захоронения прах обнаружился в практически неистлевшем мундире с эполетами и в сияющих сапогах, словно только что начищенных. На месте его гибели когда-то был установлен крест, выполненный по эскизу Васнецова, однако пришедшие к власти бльшевики его немедленно снесли. Сейчас на территории монастыря установлена точная копия этого креста.





{C}{C}{C}Крест в память убиенного Великого князя Сергея Александровича Романова





{C}{C}{C}

Возле Никольской башни огорожено место убийства Сергея Александровича Романова (фото 1905 г).




В день празднования 300 дома Романовых Николай Второй с семейством и свитой посетил Монастырь и почтил память предков, похороненных в некрополе. Говорят, в тот день Императору очень понравился приветствовавший его народный хор.





{C}{C}{C}



{C}{C}{C}




Визит Николая II в Новоспасский монастырь


В 1918 году для монастыря настали черные дни. Обитель была очередной раз разорена, монахов выгнали, а на территории, обнесенной мощными стенами, устроили концентрационный лагерь, затем женскую тюрьму.





{C}{C}{C}

Без комментариев


Усыпальницу Романовых разрушили в 1930-х. Долгое время в храме Преображения был архив НКВД, в Никольском храме – склад мебели, в Знаменской церкви, усыпальнице Шереметевых - вытрезвитель.







{C}{C}{C}Знаменская церковь


Восстановление обители началось в 90-е годы 20 века. Сейчас и представить невозможно, что совсем недавно здесь были казенные убогие учреждения – на территории монастыря чисто-чисто! Газоны и цветники дадут фору многим ландшафтным дизайнерам. Здесь много приятных уголков и скамеечек, где прихожане могут отдохнуть наедине с высокими мыслями и поразмышлять о мирском и Божьем. Только чудом можно объяснить, что в Преображенском соборе сохранились красивейшие росписи. Здесь и Родовое дерево Романовых, и фреска с изображением древних философов, и Вселенские соборы, и весьма живописный страшный суд.



С трудом раздобытые снимки росписей


Жалко, что фотографировать здесь нельзя, даже без вспышки. Я попробовала было, но тут же словно из под земли вырос сердитый охранник и строго меня попенял. На территории же гулять приятно – никто никого не гоняет, людей мало, да и само место здесь, в отличие от некоторых монастырей, доброе какое-то, благостное. Главный храм монастыря – Преображенский – довольно большой, около 900 кв.м. Это не тот собор, который описывается в летописях при Иване III, тот был разобран «до подошв» по приказу царя Михаила Федоровича, на его месте возвели новый в (освятили в 1647) – коль скоро Романовы «выбились» в цари, подобает их предкам покоиться внутри большого нового храма. Расписан храм был в первые годы правления Петра Первого, это была последняя работа известного иконописца Федора Зубова.





Новоспасский монастырь при Петре I


Пятиярусный иконостас 17 века не сохранился, то, что можно видеть сейчас, воссоздано реставраторами в середине 19 века. В небольшом Покровском соборе росписи более поздние, они сильно пострадали в 20 веке, сейчас они основательно подновлены.





Вход в Усыпальницу Романовых


Знаменский храм – небольшая желтая церковь, построенная в стиле классицизма. Когда-то этот маленьких храм выглядел совсем иначе, он был практически заново отстроен в 18 веке одним из учеников Баженова Е.С. Назаровым на месте старого разобранного. Повторюсь, здесь до 1967 года был вытрезвитель, а еще раньше, в 30-е именно здесь, как утверждают, расстреливали людей.
Есть еще одна маленькая церковь - Никольская, она расположена в одном из углов прямоугольной территории монастыря, вплотную примыкая к братскому корпусу.





{C}{C}{C}
Сейчас архитектурный ансамбль монастыря сложно назвать тщательно продуманным и утонченно гармоничным - здания разных эпох представляют собой соседство довольно странное - древнерусский стиль главного храма, средневековые крепостные стены, барочная колокольня, классицизм в строгих линиях церкви Знамения. Монастырь, на первый взгляд, не представляет из себя чего-то особенного и неповторимого. Да и истрия его древняя, но не уникальная - зарождение и расцвет по воле княжеских щедрот, разорения, пожары, войны, поругание безбожниками, нынешнее возраждение. Святые здесь жили настоящие, но скромные, "не раскрученные", как сейчас говорят, и хоронили здесь хоть и царских родственников, но не самих царей. И не томились здесь брошенные царские жены и сестры (дам здесь отродясь не было). Однако есть в Новоспасском монастыре нечтно такое необъяснимое, особое, чего нельзя объяснить словами, но можно почувствовать глубоко сокрытыми, потаенными, самыми тонкими фибрами души.





{C}{C}{C}

Часовня инокини Досифеи (говорили, что это "тайняя" внебрачная дочь Елизаветы княжна Тараканова. Достоверных подтверждений этому не найдено. При исследовании праха монахини обнаружилось, что эта была женщина маленького роста с горбиком)




Здесь хочется верить в справедливость мироустройства, хочется отбросить привычный скепсис, досаду и горькую иронию, хочется остановиться на миг среди суеты и вдохнуть полной грудью, может быть, даже всплакнуть умиленно. Рука тянется, чтобы потрогать райское яблочко - не сорвать, а именно потрогать - ведь кажется, что оно непременно тёплое.





{C}{C}{C}
И совсем не странно, что вы улыбаетесь цветам, пушистым елочкам и чистенькой кошке - ведь это кажется, обитель победившего добра и мира, хотя это всего лишь небольшой островок, отгороженный высокими стенами от шумного города.





{C}{C}{C}
Готовя этот рассказ, я прочитала несколько книг, статей, хроник и летописей, доступных в Интернете. Посмотрела два документальных фильма о монастыре. В фильмах свщеннослужители с радостью говорили, что прихожан в храмах сейчас много, духовная жизни обители продолжается. Частично восстановлен некрополь - немногое, что удалось отыскать и спасти, ведь раньше здесь было более 70 захоронений. Найденные при раскопках вещи, а так же церковные книги, утварь, предметы старинного монастырского обихода, которые удалось припрятать от большевиков, теперь хранятся в монастырском музее.





{C}{C}{C}

Женский головной убор, найденный при исследовании одного из захоронений


Есть здесь и особая святыня - икона "Всецарица". Это точный список с чудодейственной афонской иконы 17 века принесенный в монастырь в 90-х годах ХХ века. Говорят, икона излечивает безнадежных онкологических больных.





{C}{C}{C}

Икона "Всецарица"


Периодически ее выносят из обители и переносят на время в одну из московских онкологических больниц, чтобы подарить луч надежды несчастным больным. Еще здесь пекут удивительно красивые просвирки, которые используют для богослужений и в других храмах Москвы. А еще в церковной лавке продают хорошие кожаные пояса с охранительными молитвами, нанесенными на внутреннюю поверхность, я купила такой для одного друга, выздоравливающего после тяжелой болезни.



Tags: Москва, монастыри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments