agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Архангельское. Азбука классицизма.

DSC_0089

Какая гармония простоты!


Я побывала здесь почти год назад, в начале октября. Случилось это на следующий день после моего сорокалетия, я была очень больна, но не тем, чем обычно болеют после юбилея, а почечной коликой. Нашпигованная анальгетиками, я все-таки потащилась с другом на прогулку, ведь не дома же сидеть, раз уж в Москву приехала. Да и погода была изумительная, для Москвы этого времени года не типичная – тепло, солнечно, безветренно, листики кругом желтые – золотая осень.

То, что не понравилось – «доезд» до Архангельского из Москвы. Автобуса мы ждали долго и безрезультатно, пока на остановке не собралась внушительная очередь. Взяли такси. Ехать, вроде бы, совсем не долго – 20 км от Москвы, но вот уже перед самыми воротами усадьбы скопилась такая пробка, связанная с отсутствием парковочных мест, что мы решили загодя выйти из такси и пройтись немного пешком.

Что позабавило – невесты в белых платьях, стоящие в очереди за билетами.

DSC_0099

Беззащинтые плечи "королевишны" на фоне курток и джинсов.

DSC_0177
Очередная фотосессия брачующихся
На месте этой беседки раньше была другая, в форме ротонды. Ротонда - античный элемент архитектуры, ей придшествовали святилища-толосы и постройки-моноптеры, округлые в плане. Обычно украшались колоннадой. Использовались широко - от беседок до грандиозных сооружений, типа римского Пантеона.


То ли технически нельзя о фотосессиях договориться заранее, то ли не все это делают. Я в свое время в белом наряде замуж сходила дважды, если уж соберусь еще, то надену что-то уже более соответствующее возрасту и своему личному вкусу, поэтому теперь можно побрюзжать. О нынешних фотосессиях в исторических декорациях сейчас могу сказать одно – странная это традиция. Бывает, молодые уже после свадьбы специально куда-то выезжают (в Прагу, например), чтобы сфотографироваться и потом разместить эффектные снимки в «Одноглазниках», это еще можно понять (хоть и тоже с натяжкой). Но вот когда большая часть свадебного дня посвящается фотосессии, только потому, что для невесты это «единственный такой день в жизни», и ее должны запечатлеть в как можно больших ракурсах и несусветных позах, в как можно более эффектных декорациях, чтоб как можно больше людей ее видели, красивую, иногда – в совершенно нелепом наряде, на шпильках и лакированным домом на голове.

И таскайся за ней бедный жених с флердоранжевой розой в петлице, и свидетель с шампанским, и полуголая свидетельница на шпильках же, и уморенные гости, только для того, чтобы она потом часами мучила десяток подружек, показывая им бесчисленные сотни и тысяч снимков: «Посмотрите все, какие мы красивые и счастливые, и я - королевишна, и умрите все от зависти!». Простите меня, милые невесты! Сама такая была дважды, поэтому знаю, о чем говорю.


DSC_0134
Упоямянутая приятная природка...

DSC_0135
...желтые листики...

DSC_0148

... и уточки.


DSC_0104
Прекрасное, все-таки, состояние природы...


Народу на территории - толпы, благо, площадь усадьбы позволяет развернуться. Как обычно, «напряг» с туалетами, перекусить можно только в одном месте и туда огромная очередь, музей закрыт. Все это с лихвой компенсируется сдержанной красотой ансамбля и классической гармонией планировки. Давайте, оставим все болячки, ворчание и неудобства позади и прогуляемся по усадьбе, а я пока расскажу вам что-нибудь общеобразовательное, чтобы самим не лезть в Интернет.

Начнем с того, что раньше на этом месте было село, сельцо даже, под названием Уполозы, или Уполозье. Поначалу думалось, что то ли от «уполовлять» - делить пополам, то ли от «упользовать» - приносить пользу, то ли попросту от «уползать». Более вероятная версия – фамилия Алексея Ивановича Уполоцкого, владетеля села, московского дворянина, приставленного к двору Ивана Четвертого. Чтобы вы понимали, село на 20 дворов тогда уже считалось очень большим, а это было маленькое, хоть и церковь деревянная здесь стояла, посвященная Михаилу Архангелу. Упоминается сельцо впервые в звенигородских документах в 1537 г.

Во время Смуты селение было разорено, из собственности Уполоцких оно перешло поначалу к боярам Киреевским (да и сам род Уполоцких угас), а затем к Шереметевым (с середины 17 века). А затем к Одоевским, Черкасским, а уж потом к Голициным, а именно Дмитрию Михайловичу Голицыну. Этот петровский вельможа принадлежал к четвертой ветви Голицыных (не путать с Борисом Алексеевичем Голицыным, из третей ветви, сподвижником Петра в самом начале его царствования, он потом попал в опалу). Историю самой многочисленной дворянской фамилии рассказывать не буду, скажу только, что древняя она очень, от Гедиминовичей. Сам Д.М.Голицын успел здесь только двухэтажную усадьбу соорудить, а затем влез в заговор, попал в Шлиссельбургскую крепость да там и сгинул. Его сыну Елизавета вотчину вернула, но у того руки до нее не доходили, а вот внук, Николай Алексеевич, уже развернулся на славу (заканчивали стройку уже новые владельцы Юсуповы). На престоле уже был Павел. Он, как известно, мамашу свою и приближенных ее не любил, а вот архитектурные вкусы у них были сходные – он, как и она, предпочитал классицизм, хоть и со своими особенностями.

В России личные пристрастия монархов сильно влияли на градостроительство и облик основных построек, правда и местные черты такие постройки нередко имели. Петр, к примеру, любил голландский стиль, первые постройки в Петербурге были именно такими. Правда, стиль этот не прижился, не соответствовал он широте души русской и строительному размаху. Елизавета была пламенной поклонницей барокко – любила она пресыщенную роскошь, которую в камне воплотил для нее Растрелли, а затем Мичурин, Ухтомский, Квасов и другие. Немка-Екатерина предпочитала умеренность и строгость во всем (кроме личной жизни). В Европе к моменту ее прихода к власти уже вовсю поднимал голову архитектурный классицизм, зародившийся в Италии благодаря талантам виченцианца Андреа Палладио, и уже широко применявшийся во Франции. Екатерина от моды не отставала, тем более, что это соответствовало ее личным вкусам. Павел тоже предпочитал классицизм, правда, насмотревшись в Европе на замки и старинные дворцы, он сам нередко вмешивался в строительство, настаивая на включении в строгие проекты черт своеобразных, романтических – как, например, при постройке Михайловского замка.

В молодом Петербурге, где строительных площадей было побольше, дворцовые и усадебные ансамбли, административные и ведомственные комплексы гармонично сочетались, создавая единый архитектурный пейзаж. В архаичной же Москве, куда мода на классицизм дошла также, усадебные комплексы приходилось втискивать в уже существующую городскую застройку. Здесь старинные палаты и храмы пестро соседствуют с барочными и классическими городскими усадьбами, создавая неповторимое лоскутное одеяло стилей. Компактность построек того времени несколько диссонирует с имперской философией классицизма – ведь стиль этот заимствован из античности и древнеримских сооружений. Простота форм и линий должна сочетаться с величием и размахом. Наиболее полно это можно было воплотить в загородных резиденциях, где заказчик и зодчие не были стеснены в площадях.

Для совершенно неискушенных (а таких, как я предполагаю, ... есть у нас), в двух словах о том, как определить, что перед вами постройка в стиле классицизма:
1) Строгие геометрические линии. Если вы видите множество завитков и изогнутых элементов, значит, перед вами барокко, модерн или эклектика – о них мы сегодня не говорим.
2) Осевая симметрия. Это понятно? Если через середину постройки провести линию, то правая и левая от линии половины должны быть зеркальным отражением друг друга. Сад, партер, клумбы, парк перед зданием обычно разбивался по тому же принципу и назывался регулярным, (в отличие от пейзажных парков, где имитировалась природа; обычно «задорого» имитировалась).
3) Наличие ордера – практически обязательно. Что такое ордер? Википедия сухо называет это «стоечно-балочной» системой – представляется что-то такое страшное, квадратно-гнездовое. Проще назвать это колоннадой с перекрытием. Нередко перекрытием служило эффектное такое навершие в форме вытянутого треугольника - фронтон. Его нередко украшали фигурами героев и богов и прочим имперским декором, чуть ниже могла быть широкая лента, тоже украшенная фигурами - фриз. Иногда фронтона не было, ограничивались одним фризом, но это уже вариации. В зависимости от формы колонн и капителей (насадочки такие, которыми колонна сверху завершалась), ордер может быть дорическим (простая форма), ионическим (с валиками-волютами), коринфским (словно растения, собранные в сноп) и тосканским (самый простой – «тупо» подставка). Есть еще некоторые нюансы, которые в древности соблюдались очень строго, но в эпоху классицизма уже возникли некоторые вольности и комбинации.

Примером для «классиков» служил афинский Парфенон, более поздние эллинические сооружения (в Эфесе, например), римские триумфальные арки и проч.

Еще классицизм принято делить на ранний, средний и поздний или высокий (ампир, это когда гербы есть, доспехи и другая военная символика), но мы на этом зацикливаться не будем, пусть специалисты разбираются.


DSC_0199

В Архангельском начнем с того, что к класицизму не относится. Это храм Михаила Архангела выстроенный в 1667 году крепостным зодчим Павлом Потехиным на месте старого деревянного . Со временем имя "Архангельское" перешло и к сельцу, и к усадьбе. Это самая старая постройка на территории усадьбы. Такой стиль условно называют русским узорочьем, до классицизма еще далеко.

DSC_0187

В 17 же веке была построена эта "Каменная кладовая над оврагом". Тоже к классицизму отношения не имеет.

DSC_0192

Сторожевая будка - тоже одно из немногих "неклассических" строений усадьбы.

DSC_0197

А вот эта штука, имитирующая сторожевую башню, хоть и деревянная, но имеет классические элементы - небольшие фронтончики, например.

DSC_0011

Приближаясь по тенистым аллеям к дворцу, вы должны сквозь темные деревья увидеть сияние белых колон и ощатить волнение и восторг. Ощутили? Это тоже замысел творцов ансамбля - слияние архитектуры и природы.

DSC_0020

Большой дворец. В плане его комплекс составляет прямоугольник - главное здание, комплекс арочных въездных ворот и две двойные коллонады, их соединяющие. Вот эта круглая надстройка свеху называется "бельведер". Дословно переводится с итальянского, как "прекрасный вид", означает беседку, смотровую башню. В классицизме используется часто (например, московский дом Пашкова).

DSC_0023

Комплекс въездных ворот Большого дворца. Обыгрывается тема арки - это элемент древнеримской архитектуры. В Древнем Риме часто строили, например, триумфальные арки в честь императоров (арка Септима Севера, Константина, Тита и т.д.)

DSC_0027

В классицизме античные заимствования присущи не только архитектуре. Это скульптура сфинкса - женщины-чудовища (разве не чудовищно - грудь на плечах?!), которая по легенде загадывала путникам загадки, а потом завтракала ими, если не получала правильного ответа. Почти как моё руководство.

DSC_0028

Вход во дворцы нередко украшали пугающими (и не очень, как этот) животными, призванными охранять дом.

DSC_0036

Скульптуры бузящих героев заключили в стеклянные клетки, чтобы не поранили прохожих. Бюстики, которые поспокойнее, оставили так.

DSC_0037
Здесь хорошо видны каптели колонн - валики-волюты. Значит, колонны ионические. Такие колонны появились в Ионии, в Малой Азии, что ясно и по названию, распространились в Греции в 5 веке д.н.э. Ими обычно украшали храмы женских божеств.

DSC_0040

Андрогинный бюст. Такие тогда мужчины были в моде...

DSC_0042
Еще один веселый лев, похожий на собачку.


DSC_0053
На этот раз - действительно собачка.

DSC_0045

Полукрыглый эркер еще можно назвать полуротондой. В древней архитектуре такой элемент встречался редко, это скорее фантазийная обработка традиционного колонного ордера более поздними авторами.

DSC_0052

От паркового фасада открывается вид на партер. Единственное украшение - партерный газон. И скульптуры, конечно. Строгость и лаконичность во всем! И непременная четкая симметрия.


DSC_0054
Фонтан, украшеный античной скульптурной группой и неистребимые брачующиеся на заднем плане.

DSC_0055

Таких вот безымянных героев в Архангельском немало. Ими обильно украшены Верхняя и Нижняя терассы. Вообще в дворцовом компексе более 50 скульптур. Кто не верит - пересчитайте.

DSC_0059

И божества тут водятся помимо героев. Диана и Аполлон, судя по всему.

DSC_0062

"Руинированное" завершение терассы - модная имитация, романтический элемент классицизма.

DSC_0072
Аллея, ведущая к нижней терассе.

DSC_0080

Очень модно было украшать классические парки колоннами с героической символикой (в данном случае - орел). По древне-римскому образцу, конечно.

DSC_0082

А это - дворец "Каприз". По большому счету - людская, хотя внутри она имела все атрибуты дворца - декор, скульптуры и т.д. Небольшое строение справа сейчас называется Чайным домиком, но когда-то это была библиотека, обладающая двумя "крыльями". После пожара осталась только средняя часть. Ну, не сносить же ее?

DSC_0086

Секрет регулярных парков - на пересечении аллей, оглядевшись, вы всегда можете видеть какое-нибудь строение.

DSC_0087

А это - довольно точный образец дорического ордера: бороздки на колонне - канелюры с острыми гранями, капитель без украшений. Под капителью выступающий ремешок - значит, римско-дорическая. Если бороздка - греко-дорическая. Сверху, на фризе чередующиеся рядочки поперечных полосок - триглифы, между ними пространства, украшенные веночками - метопы. Все правильно! А ведь построено в 30-е годы 20-го века! Санаторий это.

DSC_0088

Достоинство регулярного парка - в нем трудно заблудиться

DSC_0094

Санаторий "Архангельское". Довольно точная стилизация "классики".

DSC_0098

Удачно обыгран природный рельеф - спуск к Москве-реке


DSC_0111

От зданий санатория хорошо виден дворец и террассы

DSC_0171

А тут посетители гуляют и просто валяются на траве. Красота!

DSC_0181

А эту штуковину построили перед самой революцией - в 1916 году. Это пафосный храм-усыпальница Юсуповых. Стиль выдержан безукоризненно. Древними прародителями колоннад-галерей были портики - навесы такие на колоннах. Они давали тень, древние под ними отдыхали, прогуливались и беседовали. Нам, вроде, и не надо такое, но красиво.

DSC_0183
Здесь уже коринфские колонны, с ветвями. Ранее предполагалось, что это стебли и листья аканта, а придумал такие колонны греческий скульптор Каллимах. И немного о куполах - это уже римское изобретение. Всякие там капитолии помните? У греков, в более ранний период, было все проще: нужен вам храм? Пожалуйста! Прямоугольный план, двускатная крыша, ряд колонн снаружи, ряд - изнутри. И ордер, конечно.


Классицизм в Архангельском – работа француза Шарля Герна, вернее, проект его, а строили русские мастера. Парк создал итальянец Джакомо Тромбаро, опять же, не сам. Здесь внимательный турист может рассмотреть и «прочитать» многие элементы классической архитектуры. Так что, в очередной раз отправляясь туда гулять, можно не только полюбоваться листиками и уточками, но и рассмотреть основные черты архитектуры классицизма – ведь вы о ней теперь все знаете!
Tags: Архангельское, Московская область, Россия, разговоры об искусстве, усадьбы, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments