agritura (agritura) wrote,
agritura
agritura

Блондинки на Волыни. Гоща. Острог. Межирич


Луцкая башня в Остроге (и дядька с приступом радикулита)

Теперь нам надо вернуться на Киевскую трассу и доехать до городка Гоща. Презанятное селеньице, надо отметить. Вроде бы, ничего особенного, а вот «зацепило».

Гоща - сейчас ПГТ на пять тысяч населения. Городок старый-престарый, впервые упоминается в 1152г. Народ селился здесь еще в глубокой древности, было здесь, вероятнее всего, стойбище ранних славян. Поначалу городком владели Кирдеи, татары-выкресты, позже – Гойские. В Радзвилловых архивах хранятся документы о судебных долговых тяжбах между двумя семействами. При Кирдеях в Гоще была построена каменная крепость, которая до наших дней не сохранилась. В 1600-1603гг в местной гимназии «польскую и латинскую грамматику» изучал Григорий Отрепьев. Как раз в это время Гоща стала приютом для адептов одного из протестантских учений (еретичских, к слову) – социанства. Жил в 1638г и Адам Кисель, последний православный сенатор.


Адам Кисель

Он выстроил здесь свою резиденцию, которая была разрушена казаками во время Освободительной войны 1648-50гг. Самого Адама не тронули, за него заступился сын Богдана, Тимош Хмельницкий – Киселю зачлось то, что он выступал посредником между шляхтой и казаками. Расцвет городка начался после1639 года, кода местная княгиня, православная (недосмотрели иезуиты!) Регина Соломирецкая-Гойская, супруга смоленского каштеляна, утвердила здесь монастырь и православную гимназию.

Она выгнала из Гощи социлиан и открыла еще несколько школ. Регина подарила монастырю земли и выделила средства на строительство. Покровителем монастыря был сам Петр Могила (молдаванин по происхождению), а ректором – молодой Иннокентий Гизель (пруссак), ставший позднее ректором Киево-Могилянской академии. Большую часть жизни эти образованнейшие люди своего времени жили и трудились на Украине. Оба церковных деятеля активно отстаивали церковную Малороссийскую автономию, правда – тщетно.


Иннокентий Гизель

Монастырь со временем стал базилианским – вероисповедание вроде православное, но царили здесь «римские» порядки устройства монастыря. Продержался православным монастырь недолго – в следующем столетии стал окончательно католическим, униатским. Тогда же он претерпел первую перестройку. Главным украшением монастыря была (и есть церковь) Архистратига Михаила. После раздела Польши в 1796г церковь вернули православным, а сама обитель осталась униатской. Окончательно изгнали католических монахов после Польского восстания в 1832г. В конце 18 века городок принадлежал магнатам Ланкевичам-Ипохорским, при которых был разбит прекрасный местный парк, сберегшийся доныне, а в 19 веке перешол Валевским.

Знакомая фамилия? А «польскую жену Наполеона» помните? На самом деле прелестная Мария Валевская, эта белая польская булочка, в девичестве носила фамилию Лончинская, то есть, к роду Валевских от рождения не принадлежала. Сомневаюсь, что пани Валевская бывала в нашей ровенской глухомани. Половину жизни она провела в Варшаве, вторую половину – в Париже, со вторым мужем французом Дорнано (с Наполеоном они не были женаты официально). Скорее всего, ее первый супруг, Анастасий Валевский был просто дальним родственником наших гощанских Валевских.


Мария Валевская

К слову, он всячески поощрял связь Марии с Наполеоном, и даже гордился ею. Общему сыну любовников Александру, в последствии сенатору с одутоловатой бабьей физиономией, он дал свою фамилию. Был у Марии сын и он самого Валевского. О местных Валевских мне известно мало. Все источники почему-то обязательно упоминают, что у братьев Валевских было обширное процветающие хозяйство, в которое входила самая крупная на Украине овчарня (3000 овец-мериносов) и табун из 300 породистых лошадей. Были у них, естественно, и мануфактуры, и паровая мельница - а у кого ее не было? Грех не воспользоваться возможностью топить новомодное оборудование дармовыми дровами из украинских лесов! В Гоще сохранилась барская усадьба, которую мы обязательно посмотрим.



Природа перестала благоволить нам – над Гощей сгустились тучи, а когда мы доехали до центра города, и вовсе припустил дождь. У кого же мы спросим дорогу? Помните, «Как пройти в библиотеку?» в три часа ночи? Здесь происходило приблизительно то же самое. Бежит себе в субботних сумерках под проливным дождем толстая тетечка, прикрывающаяся мокрой газетой, разыскивая укрытие. Ноги у нее промокли, спина – тоже, а тут вдруг с ней ровняется блестящая от дождя иномарка, опускается боковое стекло и ангелоликая блондинистая девушка-водитель с лучезарной улыбкой спрашивает, а как, все-таки проехать в библиотеку? Это не шутка – мы ищем усадьбу Валевских, а в ней сейчас библиотека. Тетечка так теряется от этого вопроса, что забывает о дожде, беспомощно опускает газету и приоткрывает рот. «Оттуды и ще направо… - машинально выдавливает она. - Тильки там зараз зачинено – ремонт!». Наивная - мы ж не книжки туда едем читать, не читают блондинки книжек!



Когда мы добираемся до усадьбы, дождь уже льет во всю. Марина опять хочет есть. Я, если честно – тоже. Так и едим, сидя в машине, по крыше которой барабанит дождь, разглядывая в окна усадьбу Валевских. Перед поездкой мы выяснили в Интернете, что художественную и историческую ценность представляет только один из фасадов, поэтому мы объезжаем постройку вокруг и паркуемся на площадке возле дома.


"Интересный" фасад усадьбы Валевских

Другой фасад изуродован уже знакомой мне «детсадовской» плиткой – подобное я видела в Севериновке Жмеринского района. К счастью, повсеместная привычка горе-перестройщиков экономить и «накладывать макияж» только на парадный фасад, спасла хоть часть неповторимого облика дома. Он стоит заброшенный, обшарпанный, с выбитыми окнами. Следов ремонта пока не наблюдается. Боюсь, сейчас строители могут набедокурить еще хуже. Надо сказать, несмотря на разруху, домик выглядит очень симпатично и необычно. Это нечто, похожее на альпийское шале – ну, совсем нетипично для Украины. Такие домики рисуют в детских книжках, в них обычно живут гномы или добрые волшебницы.
Бутерброды доедены, да и дождик потихоньку стихает. Теперь можно осмотреть дом детальнее.

Выходим из машины, на ходу натягивая капюшоны - моросит. Мы остановились как раз возле ободранного, «интересного» фасада, теперь обойдем домик вокруг. Садовый фасад убогий до крика. На оригинальность и самобытность нет и намека, только абрис повторяет нетронутый фасад.


"Современный" фасад


У здания есть очень оригинальная архитектурная деталь: боковое крыльцо с округлыми проемами. Оно немного не вяжется с «альпийским» стилем остальной постройки, здесь, скорее, ощущается влияние «модерна», но, в общем, получилось неплохо. Хотела сфотографировать крыльцо вблизи – не получилось: под навесом укрываются от дождя несколько подростков. Они курят, ржут и балагурят ломающимися дискантами.


Крыльцо (подростки внутри)

Завидев меня с фотоаппаратом, они принимаются позировать, нелепо при этом обезьянничая. Несносное племя отроческое! Я уверенна, что все тяготы, горести и печали взрослой жизни нам посылаются в наказание за то, что мы все когда-то были подростками. Неплохо было бы недорослей 13-17 лет изолировать куда подальше, чтобы они не портили жизнь и фотографии окружающим. Шучу, конечно – у самой такое ожидается лет через 9-10.

«Изуродованный» фасад выходит окнами на чудесный парк. Он действительно чудесный. Даже сейчас. В нем сохраняется какая-то неповторимая атмосфера загадочности, покоя и гармонии. Гощанский парк и при хозяевах считался одним из красивейших на Украине, а сейчас это – Национальный памятник паркового искусства. Кроме того, он интересен для ботаников и дендрологов: здесь собрана уникальная коллекция необычных деревьев, таких как болотный дуб, черный ясень, редкий сорт гингко, что-то там еще – не очень в этом разбираюсь. Ну, и конечно липы и каштаны. Парк сохранил свою радиальную английскую планировку. Подозреваю, что при Валевских он выглядел поприличнее, поухоженнее, хотя и сейчас неплохо (поверьте, этим летом я побывала во многих парках - бывает значительно хуже). Фото, к сожалению, делать не смогли – пасмурно, в тени деревьев недостаточно освещения.



Марина в поисках выезда свернула прямо в парк и проехалась по довольно широкой парковой дорожке, надеясь найти лазейку, однако мы уперлись в памятник Героям войны и вынуждены были разворачиваться приемов в десять. Теперь нам надо найти еще одну гощанскую достопримечательность – монастырь, заложенный еще Региной Соломерецкой. Нам указывают дорогу и мы быстро находим искомое.

Если бы я не видела фото в Интернете и не знала, что монастырю около 400 лет, я бы никогда не приняла эти постройки за старинные. Михайловскую церковь, звонницу и кельи совсем недавно отремонтировали и покрасили, некоторые постройки еще в состоянии ремонта.




Храм и звонница

Все выкрашено в небесно-голубой цвет, сияет новизной и … современностью. Сомневаюсь, что ремонт проводился под надзором реставраторов и историков архитектуры, хотя некоторые черты старинной церковной архитектуры все же просматриваются. На меня не угодишь: руины – плохо, ремонт – еще хуже! На самом деле, подобное происходит, когда сохранением аутентичного облика архитектурных памятников никто не занимается, не существует отлаженной процедуры их восстановления и обновления, что усугубляется ограниченностью в средствах организаций, занимающихся их ремонтом.


На старом фото


Макет здания с сайта поселка

Вот и сталкиваешься регулярно с замазыванием старинных росписей и фресок, с обиванием драгоценной лепнины, с заменой деревянных резных куполов церквей сияющими ерундовыми металлическими. Возможно, я напрасно ропщу на тех, кто отремонтировал здешний монастырь,. Уж больно я люблю старину. Может, лет через пять он будет выглядеть чуть более старинным.

Дальше мы отправились в Острог, о котором я уже подробно писала и в Межиров, который в прошлые приезды видела только со стороны. Поэтому большую часть моего дальнейшего повествования займут фотографии. Добавлю только, что в Остроге мы зашли в костел Успения Девы Марии (фарный), на который я ранее не обратила внимания.


Костел Успения Девы Марии


Он был совершенно пустой, поэтому мы свободно бродили по нему и фотографировали, сколько душе угодно. Ранее это был основной костел в Остроге и имел большой приход. Первое здание костела возвели еще в 15 веке – до крепостных укреплений!!! Правда, в 19 веке его основательно перестроили. После депортации поляков он опустел и закрылся, службы возобновили совсем недавно. В костеле крайне аскетичный интерьер, зато на раскладке с литературой мы заметили много брошюр и открыток, посвященных уже упоминавшемуся Серафиму Кошубе (отец Владимир, привет!). Уже на выходе мы столкнулись с дядькой с косой, видимо, сторожем. Он глянул на нас недобро, очевидно подозревая, что мы что-то стащили, но мы быстренько убежали. В музее-крепости нас впустил милейший сторож, не смотря на то, что сам музей был уже закрыт. Он позволил нам побродить по


Острожский Богоявленский собор на рисунке Наполеона Орды. Вернее, его руины



Собор на старом фото

территории и сделать фотографии – его тронуло, что мы «приперлись» из самого Киева. В Богоявленском соборе была служба, мы смогли проникнуть внутрь, опять повезло, в прошлый раз не попала. Каждый собор имеет свой «характер», в зависимости от размеров, росписей, декора, и, конечно, от того, как вас встречают всяческие служки и «аборигены». Богоявленский храм я бы назвала «строгим»: высоченные своды, сердитые лики на стенах, очень громкое пение (красивое, не думайте!) и злобные взгляды теток в платочках. Но, все же хорошо.



Татарская башня

Это было удивительно удачное посещение Острога. Мы совершенно случайно наткнулись на Татарскую
башню, которую я не видела в прошлый приезд, потом, свернув в неправильную подворотню, неожиданно заметили руины синагоги. Так что, теперь вы можете полюбоваться фотографиями, сделанными мной лично, т.к. в моих прежних путевых заметках об Остроге я вынуждена была стащить из интерната изображения Богодуховского собора, Луцкой башни и синагоги. Татарской башни в нем вообще не было. Еще мы объехали крепость вокруг и смогли запечатлеть башни снизу. Очень эффектно, посмотрите.




Синагога снаружи и изнутри







Каменная башня. И я.


Каменная башня, вид снизу



Здесь сейчас расположен музей











В Остроге

Старые рисунки Острога:








************************************************************************************************************

В Межиричах (Межириче) мы тоже попали внутрь монастырского Троицкого собора (15 век). Как раз застали окончание службы. Свято-Троицкий мужской действующий монастырь очень впечатляет. Все четыре угловые башни и мощные крепостные стены (16 век) сохранились в чудесном состоянии. Если присмотреться, можно рассмотреть даже орнамент фриза, нанесенный когда-то краской.



Монастырь-крепость в Межириче


Одна из сторожевых башен

Единственное, говорят, ранее монастырь выглядел еще колоритнее, когда кровля и купола собора были деревянные. К сожалению, в соборе идет реставрация, все в лесах, своды затянуты, как паутиной, полиэтиленовой пленкой. Если говорить о характере этого храма, он «благостный». Здесь никто на нас не «зыркал», все было очень пристойно, торжественно, но не пафосно.







Мощные стены дышат стариной, святые с фресок глядят сочувственно. По окончанию службы в центр собора вышел пожилой свещенник. Он поблагодарил прихожан за участие в молитве, пригласил желающих на следующую службу, утреннюю, и благословил всех. Приятно! Выйдя из монастыря, мы обошли его справа, и вышли на обширную поляну. На ней виднеется еще одна достопримечательность – старинная трехсотлетняя печь. Я видела ее на фотографиях, она же выглядывает из-за стен на известном рисунке Орды, но я представить не могла, что она такая огромная!


Марина у печи

Говорят, возле нее когда-то грелись охранники монастыря-крепости. Еще чуть правее сохранилась часть Заславских (Изяславских) ворот. Им тоже более 400 лет. Это были въездные ворота в старинное укрепление, построенное еще при Литве. Мы даже залезли на ворота сверху. Солнце, целый день скрывавшееся за тучами, а под вечер вдруг порадовавшее нас своим вниманием, на прощанье ухмыльнулось и скрылось за горизонтом.


Заславские ворота











Ну вот, все посмотрели, все сфотографировали. Насыщенное однодневное путешествие, потребовавшее путевых заметок в четырех частях, закончилось. Едем в Киев. Я за рулем. Надеюсь, не засну.

Кто не читал мои преждние путевые заметки, про Острог и Острожских подробно ЗДЕСЬ.
Tags: Валевские, Волынь, Гоща, Межирич, Острог, Острожские, Ровенская область, костелы, крепости, монастыри, синагоги, усадьбы, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments